№ 3, март 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Наилучшие доступные технические методы для хранения и транспортирования жидких веществ и материалов

Рубрика «Современные технологии»

А.В. Ёдчик, заместитель директора Республиканского унитарного предприятия «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»

НДТМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ

Хранение жидких веществ и материалов в зависимости от вида деятельности предприятия может осуществляться: в резервуарах; на складах; в прудах и накопителях; в шахтах.

В резервуарах

Наилучшие НДТМ при хранении жидких веществ и материалов в резервуарах следующие.

⏹ Проектирование резервуара с учетом:

– физико-химических свойств хранимого вещества;

– режима эксплуатации резервуара;

– наличия системы защиты и оповещения об отклонениях от нормальных условий эксплуатации и авариях;

– обеспечения технического обслуживания резервуара, существующей инфраструктуры для устранения аварийных ситуаций.

Обеспечение отражательной способности теплового или светового излучения резервуара не менее 70 % (либо должна быть предусмотрена защита наземных резервуаров от солнца).

Разработка планов упреждающего технического обслуживания и планов проверки технического состояния резервуаров, основанных на оценке риска.

Разработка программы обнаружения и устранения утечек.

Применение принципа минимизации выбросов при хранении в резервуаре, т.е. исключение новых загрязнений и сокращение существующих.

Предотвращение инцидентов и аварий путем внедрения системы управления безопасностью.

Что включает система управления безопасностью?
• Определение задач и обязанностей ответственного.
• Оценку рисков крупных аварий.
• Утверждение процедур и рабочих инструкций.
• Разработку планов реагирования на чрезвычайные ситуации.
• Внедрение системы управления безопасностью.
• Периодическую оценку принятой политики.

Внедрение и соблюдение адекватных организационных мер, а также обучение и инструктаж сотрудников для обеспечения безопасной эксплуатации установки.

На складах

НДТМ при хранении упакованных жидких веществ и материалов на складах следующие. 

Управление безопасностью и рисками. Единственными возможными причинами выбросов при хранении упакованных веществ и материалов являются инциденты и аварии, в связи с чем НДТМ заключается в принятии мер, необходимых для предотвращения и ограничения последствий аварий. Степень детализации таких мер зависит от количества хранимых веществ, их опасности и места хранения.

Краткая программа управления рисками при хранении
• Назначить ответственного за хранение.
• Обучить ответственного по программе предотвращения аварийных ситуаций.
• Информировать персонал о рисках, связанных с хранением упакованных опасных веществ, и мерах предосторожности, необходимых для безопасного хранения веществ.

  Хранение в закрытых складах или под навесом. Хранить опасные вещества и материалы необходимо в закрытых складах или открытых, но оборудованных навесами (в зависимости от физико-химических свойств хранимых веществ и материалов).

Изолирование склада от источников возгорания. Зона хранения опасных веществ должна быть удалена от других помещений, а также от источников возгорания, расположенных на территории предприятия и за ее пределами.

❗ В обоснованных случаях НДТМ является использование огнестойких строительных материалов стен мест хранения.

Раздельное хранение несовместимых веществ и материалов.

Внедрение системы пожаротушения согласно установленным требованиям.

В прудах и накопителях

Пруды и накопители используются для хранения, например, навоза на сельскохозяйственных предприятиях, воды и других негорючих или летучих жидкостей на промышленных объектах.

При хранении жидких веществ и материалов, сопровождающемся выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух при нормальной эксплуатации (например, навозохранилища), НДТМ такие.

Закрытие прудов и накопителей:

– пластиковыми крышками (устойчивые к УФ-излучению пластиковые листы, поддерживаемые поплавками);

– насыпным материалом, позволяющим удерживать запах (легкий гравий, торф, солома);

– крышками с жестким креплением (для небольших прудов и накопителей).

❗ Если при закрытии прудов и накопителей применяется крышка с жестким креплением, для достижения дополнительного сокращения выбросов можно использовать установку для очистки отходящих газов.

Проектирование прудов и накопителей с высокими бортами. Чтобы предотвратить переполнение открытого пруда или накопителя при выпадении атмосферных осадков, они должны иметь борта достаточной высоты.

Обеспечение водонепроницаемости основы. Для исключения загрязнения земель (почв) пруды и накопители должны иметь водонепроницаемую основу.

В шахтах

В основном шахты применяются для хранения углеводородов и являются самым безопасным способом хранения большого объема углеводородов.

НДТМ для такого метода хранения являются:

  • внедрение системы управления безопасностью;
  • внедрение системы мониторинга, которая включает:
  • – мониторинг уровня подземных вод, измерения расхода просачиваемой воды;

– оценку сейсмической стабильности шахты (при необходимости);

– контроль качества воды путем регулярного отбора проб и их анализа;

– мониторинг коррозии, включая периодическую оценку повреждений обсадных колонн.

  • Проектирование шахты таким образом, чтобы на глубине, на которой она находится, давление грунтовых вод вокруг шахты всегда было больше, чем давление хранящегося материала.

❗ Это предотвратит утечку хранящегося продукта из шахты.

  • Применение системы очистки сточных вод перед их сбросом.

❗ При условии, что просачивающаяся вода, поступающая в шахту, откачивается.

НДТМ для погрузки/разгрузки нефтепродуктов
Погрузка/разгрузка нефтепродуктов сопровождается выбросами летучих органических соединений, которые могут составлять до 500 кг/год. НДТМ в этом случае заключается в герметизации налива в транспортные средства с использованием установки улавливания и рекуперации паров нефтепродуктов из резервуаров.

НДТМ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ

Транспортирование жидких веществ обычно осуществляется по трубопроводу, поэтому и НДТМ, направленные на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при транспортировании, в основном касаются вопросов эксплуатации трубопровода.

Применение наземных закрытых трубопроводов при проектировании предприятий. Наземные закрытые трубопроводы предназначены для транспортирования жидкостей, сжиженных газов и являются наиболее распространенной формой системы транспортирования внутри хранилищ.

Подземные трубопроводы системы обычно предназначены для транспортирования жидкостей, сжиженных газов под землей (например, для пересечения дорог). 

❗ Строительство наземных трубопроводов предпочтительнее, поскольку позволяет оперативно обнаружить и устранить утечки.

Обеспечение технического обслуживания трубопроводов (как наземных закрытых, так и подземных). НДТМ в этом случае заключается в правильном выборе и эксплуатации отдельных деталей и конструкций трубопроводов, которые могут быть источниками неорганизованных выбросов (болтовых фланцев, уплотнительных прокладок, клапанов, насосов и компрессоров).

Болтовые фланцы и уплотнительные прокладки трубопроводов:

  • минимизация количества фланцев трубопроводов путем замены их сварными соединениями.

❗ Именно болтовые фланцы и уплотнительные прокладки трубопроводов являются основным источником утечек.

Основной причиной утечки через фланцы является тепловое напряжение, которое вызывает деформацию уплотнения между поверхностями фланца, а также смещение, которое может быть уменьшено путем обеспечения соответствующего качества болтовых соединений;

  • правильный выбор материала прокладки и регулярное техническое обслуживание (например, контролируемое затягивание фланца) также очень важны для предотвращения утечек, особенно для тех прокладок, которые подвержены колебаниям температуры или вибрации.
Обратите внимание 
Применяемые материалы прокладок должны соответствовать рабочей среде (т.е. транспортируемой жидкости), рабочей температуре и давлению, изменениям рабочих условий, типу используемого соединения.

Клапаны трубопровода:

  • надлежащий выбор материала и конструкции для транспортирования соответствующего материала;
  • контроль состояния клапанов, наиболее подверженных повреждениям;
  • применение мембранных клапанов, клапанов с двойными стенками при транспортировании опасных веществ. 

Насосы и компрессоры:

  • надлежащее крепление насоса или компрессора к его раме; правильный уровень баланса вращающихся частей насоса;
  • обеспечение работы насоса и компрессора в рекомендованном производителями диапазоне производительности;
  • регулярный мониторинг и обслуживание как вращающегося оборудования, так и систем уплотнений;
  • применение механических уплотнений с масляной смазкой (для компрессоров, перемещающих нетоксичные жидкости);
  • применение двойных уплотнений с барьером для жидкости (для компрессоров, передающих токсичные жидкости);
  • применение системы тройного уплотнения (при работе в условиях очень высокого давления).

Предотвращение коррозии трубопровода:

  • выбор материала трубопровода, обладающего антикоррозийными свойствами к транспортируемому материалу.

❗ Внутренняя коррозия может быть вызвана коррозирующими свойствами переносимого материала. Выбор правильного строительного материала трубопровода минимизирует риск коррозии;

  • применение профилактического обслуживания и, при необходимости, нанесение внутреннего покрытия или добавление ингибиторов коррозии.

❗ Коррозия вызвана механическим износом внутренней поверхности трубопровода и контролируется соответствующим управлением потока, добавлением ингибиторов коррозии или нанесением внутреннего покрытия.

Как избежать внешней коррозии: НДТМ-совет
НДТМ для предотвращения внешней коррозии трубопровода заключается в нанесении одно-, двух- или трехслойного покрытия в зависимости от внешних условий. Покрытие обычно не наносится на трубопроводы из пластмассы или нержавеющей стали.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 3 (93), март 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.