№ 4, апрель 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

3 вопроса о проведении государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства

Рубрика «Эколог плюс»

И.В. Миланович, заместитель главного врача ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

1. Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза обязательна или добровольна?

 В рамках работы, проводимой по оптимизации административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2018 № 924 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156»1 из единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей2, исключены следующие административные процедуры:

  • государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации);
  • замена (переоформление, внесение изменений, выдача дубликата) санитарно-гигиенического заключения на продукцию.

17 января 2019 г. с принятием постановления заместителя Министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь № 7 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь»3 отменено постановление заместителя Министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10.09.2015 № 47 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 15.09.2015 № 48), утвердившее Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе.

Таким образом, с момента вступления в силу Постановления № 924 органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, не проводят обязательную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу следующей продукции зарубежного производства:

  • пищевые продукты: жировые продукты, вкусовые вещества и приправы, пищевые добавки и ароматизаторы, рыбные продукты и продукты моря, концентрированные продукты, заквасочные культуры, дрожжи, стартовые культуры, напитки безалкогольные, напитки алкогольные и слабоалкогольные, плодофруктоовощная продукция, молочные продукты, мясные продукты, сахар и кондитерские изделия, мукомольно-крупяные и зернобобовые продукты, кофе, чай;
  • товары детского ассортимента: детская одежда с вложением химических и искусственных волокон, детская обувь с вложением химических волокон, детские игрушки и игры; мебель для детей, предметы личной гигиены для новорожденных и детей (пеленки, подстилки, трусики гигиенические, зубные щетки, мочалки, ванночки, горшки), школьные принадлежности, средства передвижения, несущие на себе массу тела ребенка;
  • материалы, оборудование, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, предназначенные для непосредственного контакта с питьевой водой: антикоррозийные покрытия; изделия из полимерных материалов (в том числе из резины); реагенты; ионообменные ткани, смолы; сантехническое оборудование, за исключением сантехприборов; изделия из стеклопластика (на полиэфирной основе, эпоксидно-фенольной смоле); фильтрующие материалы и устройства;
  • косметическая продукция, средства гигиены полости рта: декоративная косметика; средства для ухода за ногтями; средства по уходу за кожей лица и тела; средства по уходу за волосами; косметические продукты гигиенического назначения (присыпки, тальк, пудры и т.д.); дезодоранты и средства от потения (антиперспиранты); средства для и после бритья; средства для ванны и душа (пены, мыла твердые, кремообразные и жидкие, гели, соли и так далее); средства гигиены полости рта (зубные пасты, гели,порошки, ополаскиватели, эликсиры, деодоранты, зубные щетки, нити, ершики, флоссы, ирригаторы, зубочистки и т.д.);
  • средства личной гигиены: бумага туалетная, полотенца, платочки, салфетки бумажные; косметические салфетки (диски); другие предметы гигиенического назначения;
  • товары бытовой химии и приравненные к ним: средства моющие и чистящие; средства ухода за ковровыми покрытиями, обувью, одеждой, мебелью, посудой, сантехническим оборудованием, транспортными средствами и прочие; освежители, ароматизаторы воздуха;
  • химические вещества, материалы, изделия, предназначенные для непосредственного контакта с пищевыми продуктами: пищевые «смолы», покрытия, клеи; изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов; бумага и изделия из нее; изделия из резины; картоны и изделия из них; изделия для упаковки (укупорки) пищевых продуктов; изделия из металлов, сплавов, защитнодекоративные покрытия; изделия из полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами; изделия из стекла; изделия из фарфора, фаянса и керамики; изделия кухонные столовые; посуда столовая и кухонная; приборы столовые; целлофаны и изделия из них; фольга; мойки и моечные ванны из полимерных материалов;
  • технологическое оборудование для пищевой промышленности, общественного питания;
  • строительные материалы и приравненные к ним: плиты древесноволокнистые, древесностружечные для внутренних работ; обои; изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов для внутренних работ; средства защиты древесины; изделия из пластмассы для внутренних работ; резиновые изделия; краски, лаки, эмали; клеевые составы; облицовочные материалы для внутренних работ; напольные, потолочные и стеновые покрытия; отделочные материалы для внутренних работ;
  • химические и биологические вещества, материалы и соединения, используемые в народном хозяйстве и в быту: средства моющие, чистящие и отбеливающие, в том числе с дезинфицирующим эффектом; средства против накипи (антинакипины); средства химической чистки и крашения одежды; растворители и разбавители сложные органические; составы для удаления красок и лаков; смазочно-охлаждающие жидкости, антикоррозионные средства, средства для удаления ржавчины; средства для мытья и очистки технологического оборудования; вспомогательные материалы, используемые в текстильном, трикотажном, кожевенном, обувном, меховом производствах.

Однако! Несмотря на отмену обязательной государственной санитарно-гигиенической экспертизы, проводимой в рамках административной процедуры, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в сохранении своей репутации, как благонадежные поставщики продукции зарубежного производства могут на добровольной основе (по заявительному принципу) обращаться в учреждения госсаннадзора за проведением необходимых лабораторноинструментальных исследований для импортируемой продукции по показателям качества и безопасности с последующим получением заключения по результатам госсангигэкспертизы.

Также заключения, полученные в ходе проведения государственной санитарногигиенической экспертизы, могут быть весомым аргументом в пользу субъектов хозяйствования, участвующих в тендерах на поставку той или иной продукции (товара), поскольку по сложившейся практике наличие такого заключения является одним из условий участия в тендере.

2 Что учесть при прохождении государственной санитарно-гигиенической экспертизы?

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»4 государственная санитарногигиеническая экспертиза — установление соответствия (несоответствия) объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Справка
Не относится к государственной санитарно-гигиенической экспертизе административная процедура «государственная регистрация продукции (товаров) и выдача свидетельства о государственной регистрации, переоформление свидетельства о государственной регистрации» согласно п. 10.21 Перечня административных процедур. Данная административная процедура не отменена и осуществляется в ранее определенном порядке.

Нормативная база. Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения включает нормы Закона № 340-З, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь. Так, Законом Республики Беларусь от 09.10.2014 № 193-З «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» Республика Беларусь заявила о добросовестном выполнении своих обязательств в рамках Договора, основной целью которого является в т.ч. свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы определены Положением о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы5.

❗Объектом государственной санитарно-гигиенической экспертизы является продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации), определенная в Перечне продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе6 (п. 3.1 Положения № 1).

Государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции зарубежного производства в добровольном порядке целесообразно осуществлять до выпуска продукции в реализацию (т.е. для ввоза продукции на территорию республики представление санитарно-гигиенического заключения не требуется) и в отношении продукции, на которую установлены требования гигиенической безопасности и разработаны соответствующие методики их определения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Законодательством Республики Беларусь и правовой базой Евразийского экономического союза в области санитарных мер ответственность за безопасность продукции возложена на изготовителей, а также лиц, осуществляющих ее ввоз на территорию Евразийского экономического союза.

В соответствии с Положением № 1 государственная санитарно-гигиеническая экспертиза включает:

  • прием и регистрацию заявления;
  • рассмотрение представленных документов;
  • оформление и выдачу заявителю санитарно-гигиенического заключения.

Протоколы исследований (испытаний) в течение указанного срока с момента их оформления могут быть использованы при выдаче санитарно-гигиенических заключений на последующие партии ввозимой данным субъектом хозяйствования продукции в учреждении, выдавшем первичное заключение, при условии отсутствия изменений состава продукции, влияющего на ее гигиеническую безопасность, а также изменений гигиенических требований к продукции в технических нормативных правовых актах.

❗Для получения государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства, ввозимой на территорию республики несколькими импортерами, допускается предоставлять протоколы исследований продукции, выполненные лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, по заявлению одного из импортеров продукции.

При этом право иного импортера Республики Беларусь использовать данные результаты исследований для получения санитарно-гигиенического заключения подтверждается письменным согласием держателя протокола исследований, а также оригиналом письма изготовителя продукции, содержащим информацию обо всех официальных импортерах производимой им продукции в Республику Беларусь.

Лабораторные испытания технологического оборудования. Принимая во внимание специфику системы поставок технологического оборудования на территорию Республики Беларусь, а также невозможность проведения в ряде случаев лабораторных испытаний продукции без предварительной установки оборудования в технологический производственный процесс и проведения пуско-наладочных (подготовительных) работ, а также иногда и тестовых испытаний, допускается проводить лабораторные исследования (испытания) технологического оборудования для целей государственной санитарно-гигиенической экспертизы после реализации оборудования покупателю по товаросопроводительным документам и его установки (монтажа) непосредственно на объекте.

❗Обязанность по проведению лабораторных исследований, а также получению санитарно-гигиенического заключения полностью возлагается на импортера технологического оборудования в Республику Беларусь.

Таким образом, решение о необходимости получения санитарно-гигиенического заключения на ввозимую продукцию принимает собственник, а проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оформление соответствующего заключения на продукцию возможно на добровольной основе (по заявлению субъекта хозяйствования).

Проведение данной экспертизы в первую очередь направлено на оценку соответствия действий субъекта хозяйствования требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3 Какие документы нужны для прохождения государственной санитарно-гигиенической экспертизы?

Перечень предоставляемых документов помимо заявления и документа, подтверждающего оплату, как правило, включает:

  • копию технического нормативного правового акта, устанавливающего требования к качеству и безопасности продукции (технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, технические условия), и технологическую документацию (рецептуры, технические описания, технологические инструкции), письмо производителя о составе;
  • документ производителя, подтверждающий безопасность и качество продукции;
  • документы производителя по применению (использованию) продукции (инструкция, руководство по эксплуатации, регламент — при наличии);
  • этикетку (упаковку) или ее макеты;
  • протоколы лабораторных исследований (испытаний) на соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполненных лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь;
  • ветеринарный сертификат;
  • внешнеторговый контракт (договор) и документы, подтверждающие ввоз и (или) приобретение продукции.

❗Перечисленные документы могут быть представлены в копиях (кроме протоколов лабораторных исследований), заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, печатью (при ее наличии), подписью индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица).

1 Далее — Постановление № 924.

2 Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в ред. от 22.12.2018), далее — Перечень административных процедур.

3 https://is.gd/4JGbx8.

4 В ред. от 30.06.2016, далее — Закон № 340-З.

5 Утверждено постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.01.2013 № 1 (в ред. от 12.12.2016), далее — Положение № 1.

6 Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 635.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 4 (94), апрель 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.