№ 10, октябрь 2020
Купить этот номер в электронном виде
Скачать демо-номер
|
← Назад к номеру журнала
Как получить компенсацию расходов по сбору, обезвреживанию, использованию и хранению отходов товаров и упаковки?
Н.И. Лимож,
юрист,
А.А. Михайлов,
эколог
1 июля 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»[1] (далее — Указ № 16), принятый взамен Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 313).
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 16 производители и поставщики[2] обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки[3] (далее — обязанность по обеспечению сбора отходов) одним из следующих способов или их совокупностью по своему выбору:
- применение в течение календарного квартала собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — собственная система сбора отходов) с представлением государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора отходов (далее — информация о выполнении обязанности);
- заключение с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и внесение на текущий (расчетный) банковский счет оператора со специальным режимом функционирования (далее — специальный счет оператора) платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 [4] (далее — Постановление № 388), которое было принято в развитие Указа № 16 и вступило в силу 1 июля 2020 г., утверждены в том числе:
•Положение о порядке, условиях применения и требованиях к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
•форма представления информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
•Положение о порядке и сроках представления информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
•типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
•Положение о порядке расчета суммы и сроках внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, порядке возврата излишне внесенной (взысканной) платы и пене.
Особенности функционирования специального счета оператора и использования поступающих на него денежных средств, в т.ч порядок направления денежных средств на компенсацию расходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предусмотрены приложением 2 к Указу № 16.
КАКИЕ РАСХОДЫ КОМПЕНСИРОВАЛИСЬ РАНЕЕ ЮРЛИЦАМ И ИП В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ № 313?
Ранее абз. 2, 3 и 10 ч. 1 подп. 1.6 п. 1 утратившего силу Указа № 313 было предусмотрено, что средства, поступившие на специальный счет оператора от производителей и поставщиков в виде платы, направлялись оператором в том числе на компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
- расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь или хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь;
- расходов по сбору на территории Республики Беларусь многооборотной стеклянной упаковки[5] (за исключением такой упаковки, переданной юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности) при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь;
- расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов бумажной и (или) картонной упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности, при условии передачи этих отходов для использования на территории Республики Беларусь по договорам поставки товаров для республиканских государственных нужд.
Как видим, Указом № 313 была предусмотрена выплата компенсации только за расходы по сбору отходов товаров и отходов упаковки, а также многооборотной стеклянной упаковки.
[1] Комментарий к данному Указу см.: Михайлов А.А., Лимож Н.И. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» // Экология на предприятии. 2020. № 3. С. 27–40.
[2] В соответствии с приложением 3 к Указу № 16:
- производители — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство на территории Республики Беларусь или являющиеся собственниками произведенных по договору подряда на территории Республики Беларусь товаров согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16;
- поставщики — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз на территорию Республики Беларусь товаров и (или) товаров в упаковке (в т.ч. товаров, не названных в перечне товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16) согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16, и являющиеся:
– декларантами, указанными в декларациях на товары;
– импортерами, указанными в статистических декларациях или периодических статистических декларациях;
– получателями (грузополучателями) товара, указанными в транспортных (перевозочных) документах, если таможенное и статистическое декларирование в соответствии с законодательством не производится.
[3] Отходы товаров и упаковки — отходы, образующиеся после утраты товарами и упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств (п. 3 приложения 3 к Указу № 16).
[4] Подробнее о данном постановлении см.:
- Михайлов А.А., Лимож Н.И. Порядок обращения с отходами товаров и упаковки претерпел изменения // Экология на предприятии. 2020. № 8. С. 37–50;
- Михайлов А.А., Лимож Н.И. Порядок обращения с отходами товаров и упаковки претерпел изменения (окончание) // Экология на предприятии. 2020. № 9. С. 22–33.
[5] Многооборотная стеклянная упаковка — упаковка из стекла, предназначенная для многократного применения.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (112), октябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Не пропустите новые статьи, следите в социальных сетях:
|