№ 10, октябрь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Общественные экологи: кто они такие?

Рубрика «Эколог плюс»

Т.В. Баламут, журналист

В Республике Беларусь экологический контроль осуществляют сотрудники Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды), однако важную роль в этом играет и деятельность общественных экологов, в ряды которых может вступить любой желающий. При этом деятельность общественных экологов гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд.


Каковы же права и обязанности общественных экологов? Получают ли они поощрение за свою работу? И как вступить в их ряды?
 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГОВ


Согласно ст. 151 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1] (далее — Закон об охране окружающей среды) общественные экологи — это дееспособные граждане, изъявившие желание добровольно и безвозмездно оказывать содействие Минприроды и его территориальным органам в осуществлении деятельности по охране окружающей среды (далее — ООС) и рациональному использованию природных ресурсов.


В этой же статье определены права и обязанности общественных экологов. Так, они имеют право:

  • оказывать содействие Минприроды и его территориальным органам в проведении природоохранных мероприятий;
  • участвовать в распространении экологической информации;
  • оказывать содействие Минприроды и его территориальным органам в пропаганде и воспитании у граждан бережного отношения к природе, повышении их экологической культуры.

Законодательством Республики Беларусь могут быть определены и иные права общественных экологов.


Таким образом, общественные экологи имеют право проводить экологический мониторинг местности, выявлять правонарушения в области ООС и докладывать о них в соответствующие государственные органы. Они могут активно участвовать в информировании населения об ООС, проводя в учреждениях образования и трудовых коллективах лекции и семинары на экологическую тематику.
 

К СЛОВУ
Общественные экологи могут участвовать и вовлекать других граждан в участие в субботниках по благоустройству, уборке и наведению порядка на территориях населенных пунктов, а также в различных экологических акциях (например, «Неделя леса», «Чистый берег», «Чистый двор», «День без автомобиля», «Помоги природе делом» и т.д.).


В обязанности общественных экологов входит:

  • знать законодательство об ООС и рациональном использовании природных ресурсов и соблюдать его требования;
  • сообщать о фактах нарушения законодательства об ООС и рациональном использовании природных ресурсов в Минприроды или его территориальные органы;
  • отчитываться о проделанной работе перед территориальными органами Минприроды.

Выходит, что обязанности общественных экологов сформулированы самым общим образом, а правами, которыми они наделены законодательно, обладают все граждане, независимо от того, есть ли у них соответствующий статус.


Общественные экологи являются «преемниками» общественных инспекторов охраны природы, у которых прежде были довольно широкие полномочия.

 

К СЛОВУ
Общественные инспекторы охраны природы имели право участвовать в проверках субъектов хозяйствования, а также производить забор проб, образцов, замер необходимых параметров для передачи на анализ и экспертизу в Минприроды. При участии в рейдах по борьбе с браконьерством они могли иметь при себе охотничье ружье (при наличии разрешения). Также они могли вносить в местные исполнительные и распорядительные органы Минприроды предложения по вопросам ООС и рационального использования природных ресурсов.


Однако право общественных инспекторов охраны природы на участие в проверках субъектов хозяйствования противоречило п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в соответствии с которым общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры. При этом осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами запрещается.


Именно поэтому нормативный правовой акт, определявший работу общественных инспекторов охраны природы, был признан утратившим силу, а из Закона об охране окружающей среды была исключена соответствующая статья. В то же время нормы, регламентирующие работу общественных экологов, нашли отражение в гл. 3 данного Закона.


Что же отличает общественного эколога от гражданина, не обладающего таким статусом? В первую очередь — организованность.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Порядок формирования сети общественных экологов и организации их работы, а также меры их поощрения установлены Положением о порядке деятельности общественных экологов[2] (далее — Положение).
 

[1] В ред. от 16.12.2019.

[2] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 № 504 (в ред. от 27.09.2019).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (112), октябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.