№ 10, октябрь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Составляем инструкцию по обращению с отходами производства

Рубрика «Разработка и согласование экологической документации»

Д.Л. Дубовец, инженер по охране окружающей среды 2 категории ОАО «УКХ «Минский моторный завод»

Согласно подп. 2.2 п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[1] (далее — Закон об отходах) юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций[2], обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства (далее — инструкция), а также обеспечивать их соблюдение.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45[3].


В соответствии с п. 3 Инструкции инструкция разрабатывается и утверждается субъектами хозяйствования для них в целом и (или) для каждого их обособленного подразделения.

На основании п. 5 Инструкции при аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора.

К СЛОВУ
На практике данный пункт не находит широкого применения: арендодатели, ссылаясь на ряд причин, предпочитают переложить обязанность по разработке инструкции на арендатора, что не нарушает требований законодательства даже без внесения соответствующего положения в договор аренды. Следовательно арендатор (за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций) обязан разработать собственную инструкцию.


На основании п. 8 Инструкции инструкция включает в себя:

  • титульный лист;
  • обязательные разделы:

– «Общие сведения»;

– «Ответственные за организацию обращения с отходами производства»;

– «Образование отходов производства»;

– «Учет отходов производства»;

– «Сбор и хранение отходов производства»;

– «Использование и обезвреживание отходов производства»;

– «Захоронение отходов производства»;

– «Перевозка отходов производства»;

  • приложения:

– «Образующиеся отходы производства»;

– «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»;

– «Карта-схема источников образования отходов производства»;

– «Карта-схема хранения отходов производства».

Несмотря на то что в Инструкции приведена информация о том, какие сведения должны указываться в каждом разделе инструкции, работникам, осуществляющим ее разработку, следует учитывать ряд определенных нюансов и принять во внимание некоторые предложения по ее улучшению, о которых мы сейчас и расскажем.
 

РАЗДЕЛ «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ»

В данном разделе должна быть приведена информация о юридическом лице, его филиалах и обособленных структурных подразделениях, на которые будет распространяться действие разрабатываемой инструкции.

Предусмотренные п. 9 Инструкции основные сведения о субъекте хозяйствования (наименование, место нахождения и т.п.), место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, дата государственной регистрации содержатся в уставе юридического лица (обратите внимание, что информация должна быть взята из действующей редакции устава).

Для структурных подразделений предприятия, работники которых будут руководствоваться инструкцией при исполнении своих должностных обязанностей, в данном разделе не лишним будет привести основания, в соответствии с которыми требуется разработка инструкции. Кроме того, в разделе можно указать срок действия инструкции, а также условия, при которых необходимо вносить изменения, и порядок внесения данных изменений.

ВАЖНО
Согласно п. 21 Инструкции новая инструкция по обращению с отходами разрабатывается в случаях:

•изменения основных сведений о субъекте хозяйствования, его реорганизации, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;

•изменения требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами;

•изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, и (или) периодичности вывоза отходов производства;

•изменения условий и мест хранения отходов производства;

•строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства субъекта хозяйствования, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;

•изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;

•истечения срока действия согласования инструкции по обращению с отходами[4].



РАЗДЕЛ «ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА»

В соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об отходах юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, обязаны в том числе назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами.

Еще раз подчеркнем, что действующая на предприятии инструкция является главным документом в области обращения с отходами производства, которым в определенной степени руководствуется каждый работник организации.

Как показывает практика, скорость решения вопросов в организации (в т.ч. в области обращения с отходами) зависит от того, насколько высокую должность занимает исполнитель, на которого возложены обязанности.

Например, обязанность по осуществлению раздельного сбора отходов в цеху общей численностью 150 человек, возложенная на энергетика по наладке санитарно-технических систем, не будет исполняться из-за отсутствия у данного специалиста возможности воздействовать на работников, которые отказываются выполнять установленные требования. Обращение к начальнику цеха с просьбой повлиять на сотрудников или привлечь к ответственности «нерадивых работников» в подавляющем большинстве случаев также не будет иметь отдачи, поскольку у руководителя нет личной заинтересованности в этом вопросе.


В связи с этим, по мнению автора, в качестве должностных лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, должны выступать именно руководители структурных подразделений (начальники отделов, цехов, служб, бюро), владеющие инструментами поощрения и наказания работников.

Согласно п. 10 Инструкции в рассматриваемом разделе необходимо указать:

  • перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, а также учета таких отходов;
  • обязанности должностных (уполномоченных) лиц, осуществляющих организацию обращения с отходами производства, а также учета таких отходов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
При наличии двух и более должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, назначается одно должностное лицо по координации обращения с отходами производства.


Таким образом, в разделе следует привести исчерпывающую информацию об ответственности, возлагаемой на того или иного специалиста в области обращения с отходами:

  • кто и в какие сроки ведет учет отходов в журналах ПОД-9 и ПОД-10;
  • кто осуществляет разработку инструкции;
  • кто участвует в инвентаризации отходов производства и какую информацию предоставляет для ее проведения;
  • кто регистрирует объекты по использованию (обезвреживанию) отходов;
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов утверждено Постановлением № 818.
  • кто заключает договоры на отчуждение отходов;
  • кто отвечает за раздельный сбор отходов[5] и т.д.

Такое распределение обязанностей в организации позволит пресечь возникновение конфликтных ситуаций при столкновении интересов разных структурных подразделений.

Возможный перечень лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, и возлагаемых на них обязанностей приведен в Примере 1.

РАЗДЕЛ «ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА»

Согласно п. 11 Инструкции раздел должен содержать информацию о порядке разработки нормативов образования отходов производства, а именно:

  • нормативный правовой акт, в соответствии с которым осуществляется разработка нормативов образования отходов производства;
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства (далее — Положение о разработке нормативов) утверждено Постановлением № 818.
  • периодичность разработки нормативов и условия их пересмотра;
ВАЖНО
Нормативы образования отходов производства утверждаются на срок не более 5 лет (п. 2 Положения о разработке нормативов).

В случае изменения режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства, изменения качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменение наименований и (или) количества образования отходов производства, а также в случае изменения наименования юридического лица нормативы подлежат разработке и утверждению (п. 4 Положения о разработке нормативов).
  • расчетную единицу, на которую установлены нормативы образования отходов;
  • способ разработки нормативов (расчетный, экспериментальный) и сведения, на основании которых они разработаны.

В Примере 2 приведена информация о порядке разработки нормативов образования отходов производства, которая может быть включена в раздел «Образование отходов производства» инструкции.


РАЗДЕЛ «УЧЕТ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА»

В соответствии с п. 12 Инструкции раздел должен содержать:

  • порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления) отходов производства, за исключением организаций, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение, для учета отходов производства которых ведется книга общего учета отходов производства, а также количество, места ведения книг учета отходов производства, способы определения фактического объема отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ);
  • порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования отходов производства у субъекта хозяйствования и поступления отходов производства от других субъектов хозяйствования, дату внесения сведений в книгу общего учета отходов производства;
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Учет отходов организовывается в соответствии с ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»[6] (далее — ТКП 17.02-12-2014), который носит рекомендательный характер. Ведение книги учета отходов по форме ПОД-9 (приложение К к ТКП 17.02-12-2014) и книги общего учета отходов по форме ПОД-10 (приложение Л к ТКП 17.02-12-2014) осуществляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
  • порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства;
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103[7].
  • порядок проведения инвентаризации отходов производства.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17[8].


Исходя из общепринятых норм, учет отходов в организации должен вестись непрерывно — при образовании отходов, их передаче от одного структурного подразделения к другому, использовании (обезвреживании, подготовке) в собственном производстве, отчуждении.

СЛОВАРЬ
Учет отходов — система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п. 33 ст. 1 Закона об отходах).


При этом существует ряд отходов, учет которых в момент образования нежелателен, поскольку является не только затруднительным, но и вовсе может привести к будущим проблемам в ведении учетной документации. К таким отходам относятся:

  • непрерывно образующиеся отходы, ежедневное измерение массы которых с внесением полученного количества в книгу учета отходов нецелесообразно (например, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения);
  • отходы, определение точной массы которых требует дополнительных нецелесообразных затрат;
Например, для взвешивания хранящиеся в изолированных емкостях отходы отработанных смазочно-охлаждающих жидкостей необходимо извлечь из емкости, транспортировать к устройству измерения веса соответствующей точности и обратно, а также произвести откачку отходов из транспортного средства.
  • отходы, самопроизвольно изменяющие свою массу с течением времени.
Например, изношенные шины склонны к усыханию в летнее время при высоких температурах окружающей среды, шламы теряют массу за счет испарения содержащейся в них влаги, а пыль, являясь гигроскопичным материалом, поглощает влагу из атмосферного воздуха.


В случае образования подобных отходов в организации разработчикам инструкции следует изменить порядок ведения их учета и отразить это в инструкции. Для этого в рассматриваемый раздел следует внести соответствующие записи о том, что ведение учета того или иного вида отходов начинается по факту использования (обезвреживания, подготовки) в собственном производстве или с момента их фактической передачи сторонней организации.

С целью снижения количества емкостей для сбора отходов, которые должны устанавливаться в цехах и производственных помещениях, в разделе также предлагается указывать информацию об отходах, для которых планируется организация совместного (смешанного) сбора в одну производственную тару (емкость)[9].

К СЛОВУ
По мнению автора, совместно (в одну емкость) могут собираться отходы, для которых одновременно выполняются следующие условия:

•отходы имеют одно агрегатное состояние (жидкое или твердое);

•отходы имеют один класс опасности;

•совместный сбор отходов не мешает их раздельному учету;

•совпадают направления движения совместно собираемых отходов (отходы передаются одной организации с общей целью);

•организация, принимающая отходы, согласна с фактом поступления отходов в смешанном виде.


В Примере 3 приведен порядок организации учета отходов в структурном подразделении предприятия.


РАЗДЕЛ «СБОР И ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА»

Согласно п. 13 Инструкции раздел должен содержать:

  • описание системы сбора отходов производства, включая разделение отходов производства по видам, в т.ч. с учетом агрегатного состояния, степени опасности и класса опасности опасных отходов производства, возможности их использования;
  • порядок хранения отходов с учетом требований законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов (места временного хранения отходов, объекты хранения отходов, условия хранения отходов);
  • перечень отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов.

Кроме того, в разделе следует указать общие сведения о составе образующихся на предприятии отходов, степени и характере из загрязненности (засоренности) (Пример 4).

Чтобы избежать путаницы в части маркировки мест сбора отходов производства в различных структурных подразделениях, предлагаем рассматриваемый раздел инструкции дополнить пунктом о содержании информационных табличек, которые будут наноситься на места хранения отходов производства.

Например, в текст инструкции можно внести пункт следующего содержания: «Места временного хранения отходов или тара для временного хранения отходов обозначаются соответствующими надписями или табличками, где указываются: наименование подразделения, которое собирает и хранит отход, наименование отхода, класс опасности отхода».

 

РАЗДЕЛ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА»

В соответствии с п. 14 Инструкции данный раздел включает:

  • перечень отходов производства, которые направляются на использование, и (или) перечень отходов производства, которые направляются на обезвреживание;
  • порядок передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание;
  • перечень технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми используются отходы производства.

Также в разделе необходимо конкретизировать, какое структурное подразделение организации осуществляет заключение договора на отчуждение отходов, а также основания для передачи отходов (Пример 5).

Чтобы пресечь возможные конфликтные ситуации внутри организации в части распределения ответственности за оформление сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и др.), предлагаем внести в рассматриваемый раздел инструкции информацию о лицах, ответственных за оформление этих документов.

Например, инструкцию можно дополнить пунктом следующего содержания: «Организация передачи отходов, в т.ч. оформление сопроводительных документов (сопроводительного паспорта перевозки отходов, в случае его отсутствия товарно-транспортных накладных) и контроль за своевременным вывозом их на использование и (или) обезвреживание, возлагается на руководителя структурного подразделения согласно гр. 4 табл. 4 настоящей Инструкции (или ответственного за выполнение договора)».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ «РАСЧЕТ-ОБОСНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ»

Согласно п. 20 Инструкции в приложении указываются допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки (одна транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности (Пример 6).

Одна транспортная единица представляет собой максимальное количество отходов, которое может храниться на территории предприятия. Для расчета данной величины оцениваются производственные мощности складских помещений предприятия, вместимость контейнеров для сбора отходов и др.

РЕЗЮМЕ
При разработке инструкции специалистам необходимо учитывать не только требования, установленные законодательством в области обращения с отходами, но и интересы своей организации и ее должностных лиц. Отступления от требований законодательства, прописанные в инструкции и согласованные с территориальным органом Минприроды, являются допустимыми. В случае возникновения у разработчиков инструкции вопросов они могут обратиться к специалистам территориальных органов Минприроды в установленные для этого консультационные дни приема.
 

[1] В ред. от 10.05.2020.

[2] Микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»; в ред. от 09.01.2018).

[3] В ред. от 29.11.2019.

[4] В соответствии с п. 6 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818; в ред. от 30.06.2020; далее — Постановление № 818) срок действия согласования инструкции составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной на титульном листе инструкции в грифе согласования.

[5] Напоминаем, что согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 17 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны в том числе обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

[6] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т (в ред. от 29.11.2018).

[7] В ред. от 15.11.2019.

[8] В ред. от 20.11.2019.

[9] Подробнее об этом см.: Дубовец Д.Л. Обращение с отходами: устраняем нарушения требований законодательства // Экология на предприятии. 2020. № 7. С. 59–71.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 10 (112), октябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.