№ 10, октябрь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Ведем учет объектов растительного мира

Рубрика «Растительный мир»

Г.Н. Ерилин, эколог, ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»[1] (далее — Закон о растительном мире) пользователи земельных участков обязаны в том числе вести учет объектов растительного мира (далее — ОРМ), указанных в абз. 2–6 ч. 1 ст. 65 данного Закона, и обращения с ними.

 

СЛОВАРЬ
В соответствии со ст. 1 Закона о растительном мире:

•объекты растительного мира — произрастающие растения или их совокупность;

обращение с объектами растительного мира — деятельность, связанная с охраной, защитой, воспроизводством, содержанием, изъятием, удалением или пересадкой ОРМ и пользованием ими, а также с озеленением.

 

На основании абз. 2–6 ч. 1 ст. 65 Закона о растительном мире при ведении учета ОРМ и обращения с ними объектами учета являются:

  • озелененные территории общего пользования в населенных пунктах, а также произрастающие на этих территориях насаждения;
  • озелененные территории ограниченного пользования в границах земельных участков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (предоставленных для размещения производственных, складских и иных подобных объектов, объектов учреждений образования, культуры, спортивных, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных объектов и т.п.), а также произрастающие на этих территориях насаждения;
  • противоэрозионные и придорожные насаждения;
  • насаждения, произрастающие на землях запаса;
  • отдельные ценные деревья (деревья бука, вяза (ильма, береста), дуба черешчатого, дугласии (псевдотсуги), кедра, клена остролистного, липы, ясеня обыкновенного с диаметром ствола более 12 см на высоте 1,3 м, березы карельской), произрастающие за пределами вышеперечисленных насаждений.

В статье мы рассмотрим главным образом учет озелененных территорий.

 

СЛОВАРЬ
Озелененная территория — территория, на которой проведено озеленение и (или) произрастают ОРМ, выполняющие санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или иные несельскохозяйственные функции (ст. 1 Закона о растительном мире).

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Приведем перечень нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при проведении учета ОРМ:

  • Закон о растительном мире;
  • постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 15.12.2016 № 40 «О некоторых вопросах ведения учета объектов растительного мира и обращения с ними и представления информации для включения в государственный кадастр растительного мира» (далее — Постановление Минприроды № 40);
  • Лесной кодекс Республики Беларусь;
  • ТКП 17.12-09-2015 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Территории. Порядок проведения планового обследования территории Республики Беларусь для кадастрового учета объектов растительного мира»[2];
  • ТКП 45-1.02-293-2014 (02250) «Инженерные изыскания для строительства Условные обозначения инженерно-топографических планов масштабов 1:1000, 1:500, 1:200»[3] (далее — ТКП 45-1.02-293-2014).

 

ВАЖНО
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.12.2004 № 40 утверждена Инструкция о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними (далее — Инструкция Минжилкомхоза), а Постановлением Минприроды № 40 — Инструкция о порядке ведения учета объектов растительного мира и обращения с ними (далее — Инструкция). Каким же документом необходимо руководствоваться?

Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» нормативный правовой акт, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту нормотворческого органа (должностного лица) одного уровня, если нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.

В соответствии со ст. 65 Закона о растительном мире порядок ведения учета ОРМ и обращения с ними устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды).

Таким образом, Постановление Минприроды № 40 имеет приоритет над аналогичными нормативными правовыми актами иных министерств (Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства архитектуры и строительства и т.д.). Следовательно учет ОРМ должен вестись в соответствии с Инструкцией.
 

[1] В ред. от 18.12.2018.

[2] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.06.2015 № 3-Т.

[3] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.04.2014 № 100.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (112), октябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.