№ 11, ноябрь 2020
Купить этот номер в электронном виде
Скачать демо-номер
|
← Назад к номеру журнала
Проведение общественной экологической экспертизы и общественных обсуждений: что изменилось?
Н.И. Лимож,
юрист
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЫЛИ ВНЕСЕНЫ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ?
Изменения, внесенные в Положение об общественной экологической экспертизе, направлены прежде всего на совершенствование порядка проведения общественной экологической экспертизы (далее — ОЭЭ) с учетом правоприменения, устранение несоответствий и пробелов в регулировании отношений между инициаторами ОЭЭ и заказчиками проектной и иной документации, а также на приведение положений данного документа в соответствие с Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 218-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
Изменено определение термина «общественная экологическая экспертиза»
Сравним определения термина «общественная экологическая экспертиза», приведенные в действующей и новой редакции Положения.
Положение об общественной экологической экспертизе
(в редакции, которая утратит силу 01.12.2020)
(извлечение)
|
Положение об общественной экологической экспертизе
(в редакции, которая вступит в силу 01.12.2020)
(извлечение)
|
[…]
2. […]
общественная экологическая экспертиза — установление соответствия или несоответствия градостроительной, предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации […] требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, осуществляемое по заявлению инициатора.
[…]
|
[…]
2. […]
общественная экологическая экспертиза — установление соответствия или несоответствия градостроительной, предпроектной (предынвестиционной), проектной документации […] требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, — регламентам градостроительного развития и использования территорий[1].
[…]
|
Таким образом, в понятие «общественная экологическая экспертиза» дополнительно включено установление соответствия или несоответствия проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, регламентам градостроительного развития и использования территорий.
Изменен перечень объектов ОЭЭ
В целях обеспечения согласованности норм Положения об общественной экологической экспертизе и Положения о проведении общественных обсуждений были внесены изменения в перечень объектов ОЭЭ (см. таблицу).
Таблица. Объекты общественной экологической экспертизы
|
Согласно Положению об общественной экологической экспертизе в редакции, которая утратит силу 01.12.2020
|
Согласно Положению об общественной экологической экспертизе в редакции, которая вступит в силу 01.12.2020
|
Объектом ОЭЭ является проектная документация, указанная в подп. 1.1–1.6 п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»[2] (далее — Закон № 399-З), а именно:
- градостроительные проекты, проекты застройки, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение и реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;
- архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, когда в соответствии с законодательными актами разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не требуется или в заключении государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) по предпроектной (предынвестиционной) документации и (или) архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление проектной документации по следующим стадиям проектирования на ГЭЭ;
- архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, если проектные решения в них не обеспечивают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, указанные в заключениях ГЭЭ по предпроектной (предынвестиционной) документации;
- проектная документация на пользование недрами, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в нее, за исключением проектной документации на геологическое изучение недр;
- документация на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции
|
- Градостроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС);
- архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, для которых проводится ОВОС
|
Отметим, что не по всем объектам, перечисленным в подп. 1.1–1.6 п. 1 ст. 5 Закона № 399-З, проводится ОВОС, отчет по которой подлежит вынесению на общественные обсуждения в порядке, установленном Положением о проведении общественных обсуждений.
Внесенные изменения устраняют правовую неопределенность и позволяют реализовать право граждан и юридических лиц на проведение ОЭЭ в ходе общественных обсуждений градостроительных проектов и отчетов об ОВОС.
Скорректирован порядок инициирования общественностью проведения ОЭЭ
В соответствии с внесенными изменениями уточняется, что уведомление об общественных обсуждениях должно быть опубликовано в печатных средствах массовой информации и размещено на официальном сайте (при наличии) организатора общественных обсуждений.
Положение об общественной экологической экспертизе
(в редакции, которая утратит силу 01.12.2020)
(извлечение)
|
Положение об общественной экологической экспертизе
(в редакции, которая вступит в силу 01.12.2020)
(извлечение)
|
[…]
6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение десяти рабочих дней со дня опубликования в средствах массовой информации уведомления об общественных обсуждениях[3] направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы […].
[…]
|
[…]
6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение 10 рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет […] (при наличии такого сайта) в разделе «Общественные обсуждения»[4], направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы […].
[…]
|
Заказчик должен в обязательном порядке проинформировать инициаторов общественных обсуждений о дате, времени и условиях представления проектной документации
В соответствии с новой редакцией Положения заказчик в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений должен проинформировать всех инициаторов о дате, времени и условиях представления проектной документации. Ранее это требование необходимо было выполнить только в случае поступления заявлений по одному объекту ОЭЭ от двух и более инициаторов.
Также установлено, что в случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик должен проинформировать об этом всех инициаторов с указанием планируемых сроков ее доработки.
[2] В ред. от 15.07.2019.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (113), ноябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Не пропустите новые статьи, следите в социальных сетях:
|