№ 11, ноябрь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Проведение общественной экологической экспертизы и общественных обсуждений: что изменилось?

Рубрика «Актуальный комментарий»

Н.И. Лимож, юрист

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЫЛИ ВНЕСЕНЫ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ?


Изменения, внесенные в Положение об общественной экологической экспертизе, направлены прежде всего на совершенствование порядка проведения общественной экологической экспертизы (далее — ОЭЭ) с учетом правоприменения, устранение несоответствий и пробелов в регулировании отношений между инициаторами ОЭЭ и заказчиками проектной и иной документации, а также на приведение положений данного документа в соответствие с Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 218-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».

 


Изменено определение термина «общественная экологическая экспертиза»


Сравним определения термина «общественная экологическая экспертиза», приведенные в действующей и новой редакции Положения.

 

Положение об общественной экологической экспертизе

(в редакции, которая утратит силу 01.12.2020)

(извлечение)

Положение об общественной экологической экспертизе

(в редакции, которая вступит в силу 01.12.2020)

(извлечение)

[…]

2. […]

общественная экологическая экспертиза — установление соответствия или несоответствия градостроительной, предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации […] требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, осуществляемое по заявлению инициатора.

[…]

[…]

2. […]

общественная экологическая экспертиза — установление соответствия или несоответствия градостроительной, предпроектной (предынвестиционной), проектной документации […] требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, — регламентам градостроительного развития и использования территорий[1].

[…]

 

Таким образом, в понятие «общественная экологическая экспертиза» дополнительно включено установление соответствия или несоответствия проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, регламентам градостроительного развития и использования территорий.

 


Изменен перечень объектов ОЭЭ


В целях обеспечения согласованности норм Положения об общественной экологической экспертизе и Положения о проведении общественных обсуждений были внесены изменения в перечень объектов ОЭЭ (см. таблицу).

 

Таблица. Объекты общественной экологической экспертизы

Согласно Положению об общественной экологической экспертизе в редакции, которая утратит силу 01.12.2020

Согласно Положению об общественной экологической экспертизе в редакции, которая вступит в силу 01.12.2020

Объектом ОЭЭ является проектная документация, указанная в подп. 1.1–1.6 п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»[2] (далее — Закон № 399-З), а именно:

  • градостроительные проекты, проекты застройки, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
  • предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение и реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;
  • архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, когда в соответствии с законодательными актами разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не требуется или в заключении государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) по предпроектной (предынвестиционной) документации и (или) архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление проектной документации по следующим стадиям проектирования на ГЭЭ;
  • архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, если проектные решения в них не обеспечивают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, указанные в заключениях ГЭЭ по предпроектной (предынвестиционной) документации;
  • проектная документация на пользование недрами, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в нее, за исключением проектной документации на геологическое изучение недр;
  • документация на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции
  • Градостроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
  • предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС);
  • архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, для которых проводится ОВОС

 

Отметим, что не по всем объектам, перечисленным в подп. 1.1–1.6 п. 1 ст. 5 Закона № 399-З, проводится ОВОС, отчет по которой подлежит вынесению на общественные обсуждения в порядке, установленном Положением о проведении общественных обсуждений.

Внесенные изменения устраняют правовую неопределенность и позволяют реализовать право граждан и юридических лиц на проведение ОЭЭ в ходе общественных обсуждений градостроительных проектов и отчетов об ОВОС.

 


Скорректирован порядок инициирования общественностью проведения ОЭЭ


В соответствии с внесенными изменениями уточняется, что уведомление об общественных обсуждениях должно быть опубликовано в печатных средствах массовой информации и размещено на официальном сайте (при наличии) организатора общественных обсуждений.

 

Положение об общественной экологической экспертизе

(в редакции, которая утратит силу 01.12.2020)

(извлечение)

Положение об общественной экологической экспертизе

(в редакции, которая вступит в силу 01.12.2020)

(извлечение)

[…]

6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение десяти рабочих дней со дня опубликования в средствах массовой информации уведомления об общественных обсуждениях[3] направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы […].

[…]

[…]

6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение 10 рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет […] (при наличии такого сайта) в разделе «Общественные обсуждения»[4], направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы […].

[…]

 


Заказчик должен в обязательном порядке проинформировать инициаторов общественных обсуждений о дате, времени и условиях представления проектной документации


В соответствии с новой редакцией Положения заказчик в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений должен проинформировать всех инициаторов о дате, времени и условиях представления проектной документации. Ранее это требование необходимо было выполнить только в случае поступления заявлений по одному объекту ОЭЭ от двух и более инициаторов.


Также установлено, что в случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик должен проинформировать об этом всех инициаторов с указанием планируемых сроков ее доработки.

 

[1] Выделено автором.

[2] В ред. от 15.07.2019.

[3] Выделено автором.

[4] Выделено автором.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (113), ноябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.