№ 10, октябрь 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Разрабатываем инструкцию по обращению с отходами для сети магазинов

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Подготовлено редакцией журнала

Окончание. Начало статьи в № 9 (123), 2021.

РАЗДЕЛ «СБОР И ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА»

Согласно п. 13 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства[1] (далее — Инструкция № 45) данный раздел должен содержать:

  • описание системы сбора отходов производства, включая разделение отходов производства по видам, в т.ч. с учетом агрегатного состояния, степени опасности и класса опасности опасных отходов производства, возможности их использования;
К СЛОВУ
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[2] (далее — Закон об отходах) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (далее — ТНПА).

Сбор отходов — деятельность по концентрации отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления (п. 29 ст. 1 Закона об отходах).
  • порядок хранения отходов с учетом требований законодательства, в т.ч. ТНПА (места временного хранения отходов, объекты хранения отходов, условия хранения отходов);
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Закона об отходах:

места временного хранения отходов — специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов;

объекты хранения отходов — сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов.
  • перечень отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов.

Сбор и разделение отходов производства по видам должны осуществляться с учетом требований законодательства об обращении с отходами, в т.ч. обязательных для соблюдения ТНПА.


По мнению нашего постоянного автора Д.Л. Дубовца[3], несмотря на четкое требование о необходимости осуществления раздельного сбора отходов и отсутствие действующих ТНПА, позволяющих смешивать разные виды отходы, совместный сбор разных видов отходов все-таки можно организовать, прописав его в инструкции по обращению с отходами и согласовав инструкцию с территориальным органом Минприроды.
 

НА ЗАМЕТКУ
Для того чтобы организации был разрешен совместный сбор разных видов отходов, необходимо одновременное выполнение 6 условий:

•отходы имеют одно агрегатное состояние (жидкое или твердое);

•отходы имеют один класс опасности;

•отходы имеют один и тот же порядок обращения (подготовка, использование, обезвреживание, захоронение[4]);

•организация совместного сбора отходов не мешает их раздельному учету в книгах первичного и общего учета отходов;

•совпадают направления движения совместно собираемых отходов (отходы передаются одной организации с общей целью);

•организация, принимающая отходы, согласна с фактом их поступления в смешанном виде.


В таблице 1 приведены примеры отходов, которые могут быть допущены к совместному сбору (при условии, что организация, осуществляющая приобретение отходов в собственность, согласна с приемом отходов в смешанном виде).
 

Таблица 1. Примеры отходов, которые могут быть допущены к совместному сбору

Наименование и код отходов согласно ОКРБ 021-2019

Класс опасности отходов

Агрегатное состояние

Порядок обращения

Направление движения

Пример 1

Обтирочный материал, загрязненный маслами (код 5820601)

Третий

Твердое

Захоронение

КУП «Полигон»

Опилки древесные промасленные (содержание масел — менее 15 %) (код 1721101)

Третий

Твердое

Захоронение

КУП «Полигон»

Пример 2

Отходы камер (ездовых) на основе каучуков общего назначения (код 5750127)

Третий

Твердое

Использование (подготовка)

ОАО «Пиролиз»

Изношенные шины с металлокордом (код 5750201)

Третий

Твердое

Использование(подготовка)

ОАО «Пиролиз»


Возможность смешивать разные виды отходов позволит уменьшить требуемые для их размещения производственные и складские площади за счет снижения количества устанавливаемых для них контейнеров и сократить затраты рабочего времени на сортировку отходов.

 

[1] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (в ред. от 24.11.2020).

[2] В ред. от 10.05.2020.

[3] См. Дубовец Д.Л. Обращение с отходами: устраняем нарушения требований законодательства // Экология на предприятии. 2020. № 7. С. 59–71.

[4] Согласно ст. 1 Закона об отходах:

  • подготовка отходов — выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов;
  • использование отходов — применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг;
  • обезвреживание отходов — уничтожение отходов (в т.ч. сжигание отходов, не связанное с их использованием), действия, совершаемые с отходами, приводящие к уменьшению или ликвидации их опасных свойств;
  • захоронение отходов — изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (124), октябрь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.