ВОПРОС 1
К нашему предприятию присоединено другое предприятие общей площадью 22 га. На территории около 2 га в результате самосева выросли деревья (береза, осина, сосна). Диаметр стволов — от 2 до 17 см. Плотность произрастания очень высокая. Предприятие убыточное, эколога в штате не было, учет объектов растительного мира не велся. Мы планируем удалить данные деревья, чтобы очистить территорию. Никаких подземных коммуникаций (сетей водопровода, канализации, газа и т.д.) на месте произрастания деревьев не имеется. Деревья находятся в удовлетворительном состоянии.
На каком основании мы можем удалить данные деревья? Можем ли мы передать часть вышеуказанного лесного массива, расположенного на нашей территории, например, лесхозу? Можем ли мы произвести окультуривание, прореживание деревьев и на каком основании? Имеем ли мы право удалить насаждения на расстоянии 3 м от забора вне нашей территории (за территорией предприятия вплотную к забору примыкает аналогичный лесной массив)?
Удалять ОРМ без оснований нельзя. В рассматриваемой ситуации возможны следующие варианты:
- если указанная территория вам не нужна, необходимо обратиться в лесохозяйственное учреждение с предложением передать ему землю;
- если территория вам нужна, то на ней, вероятно, будут производиться застройка, благоустройство и т.п. В данном случае согласно ст. 372 Закона о растительном мире удаление ОРМ будет производиться на основании утвержденной в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проектной документации. Если необходимо произвести прореживание и окультуривание, следует разработать проект озеленения;
- оставить данную территорию в качестве озелененной.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Проект озеленения разрабатывается в соответствии с Правилами проведения озеленения населенных пунктов
[2] и ТКП 45-3.02-69-2007 (02250) «Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства»
[3] (далее — ТКП 45-3.02-69-2007).
Для удаления насаждений вне территории предприятия необходимо обратиться к пользователю земельного участка, находящегося рядом с территорией предприятия.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Требования к ведению учета ОРМ установлены Инструкцией о порядке ведения учета объектов растительного мира и обращения с ними
[4] (далее — Инструкция по учету ОРМ).
Согласно п. 9 Инструкции по учету ОРМ для озелененных территорий площадью:
- до 1 га включительно (кроме городских лесов и придорожных насаждений железных дорог), а также парков, скверов, бульваров и озелененных территорий уличной сети любой площади рассчитывается плотность посадки, в целях чего перечислительным методом учитываются деревья всех диаметров, посаженные в целях озеленения, а также иные деревья с диаметром ствола 4 см и более, и их общее количество, выражаемое в штуках, делится на площадь озелененной территории (учетного участка), выражаемую в гектарах; в составе насаждения указываются все учтенные деревья по видам с указанием их количества;
- свыше 1 га, а также участков городских лесов и придорожных насаждений железных дорог любой площади — рассчитывается полнота насаждения и указывается его состав в порядке, определенном законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
Поскольку в рассматриваемом случае площадь озелененной территории составляет более 1 га, достаточно рассчитать полноту насаждения и указать состав насаждений.
ВОПРОС 2
Газопровод, который находится на балансе газоснабжающей организации, проходит через земельный участок, расположенный в населенном пункте (земли населенных пунктов общего пользования) и специально не предоставленный для строительства и обслуживания газопровода. В границах данного земельного участка произрастают ОРМ, препятствующие эксплуатации газопровода.
Кто в данном случае должен обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением для получения разрешения на удаление ОРМ: газоснабжающая организация или пользователь земельного участка? Если пользователь земельного участка, то каким образом газоснабжающая организация уведомляет пользователя данного земельного участка о необходимости удаления ОРМ? Кто несет затраты на удаление ОРМ: пользователь земельного участка или газоснабжающая организация, в интересах которой происходит удаление ОРМ?
Согласно ст. 7 Закона о растительном мире право пользования ОРМ у пользователя земельного участка наступает с момента возникновения в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель права на земельный участок и прекращается с момента прекращения права на земельный участок, а равно гибели, уничтожения или иной утраты ОРМ.
Таким образом, для удаления ОРМ, произрастающих не на территории организации, необходимо обратиться к землепользователю, который и должен получить разрешение.
Законодательством о растительном мире не предусмотрено распределение затрат при удалении ОРМ, кроме затрат на компенсационные мероприятия в соответствии со ст. 38 Закона о растительном мире, согласно которой осуществление компенсационных мероприятий обеспечивается лицами, заинтересованными в удалении ОРМ. Как представляется, по аналогии права сопутствующие затраты также должно нести заинтересованное лицо.
ВОПРОС 3
Можно ли в целях удаления ОРМ отнести бетонный забор ограждения территории предприятия к сооружениям и отсчитывать от него расстояние до оси растения (минимальное расстояние до оси дерева — 5 м) согласно табл. А.2 «Расстояние от сооружений до посадок растений» приложения А к ТКП 45-3.02-69-2007? Забор представляет собой бетонные плиты, стоящие на бетонных подушках. Можно ли отнести к сооружениям ведомственные подъездные железнодорожные пути, расположенные на территории предприятия?
Сооружение — объемная, плоскостная или линейная строительная система, имеющая наземную, надземную и (или) подземную части, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, забор и железная дорога подходят под данное определение.
Вопросы удаления ОРМ, препятствующих эксплуатации указанных сооружений, могут быть рассмотрены районным органом исполнительной власти после подачи в соответствии со ст. 373 Закона о растительном мире заявления на удаление ОРМ[5].
ВОПРОС 4
Какие документы в области охраны ОРМ должны быть на предприятии, если на территории есть только газон? Каким образом следует осуществлять учет газона как ОРМ?
Согласно ст. 65 Закона о растительном мире при ведении учета ОРМ и обращения с ними объектами учета являются:
- озелененные территории общего пользования в населенных пунктах, а также произрастающие на этих территориях насаждения;
- озелененные территории ограниченного пользования в границах земельных участков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (предоставленных для размещения производственных, складских и иных подобных объектов, объектов учреждений образования, культуры, спортивных, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных объектов и т.п.), а также произрастающие на этих территориях насаждения;
- противоэрозионные и придорожные насаждения;
- насаждения, произрастающие на землях запаса;
- отдельные ценные деревья (деревья бука, вяза (ильма, береста), дуба черешчатого, дугласии (псевдотсуги), кедра, клена остролистного, липы, ясеня обыкновенного с диаметром ствола более 12 см на высоте 1,3 м, березы карельской), произрастающие за пределами насаждений, указанных выше;
- растительная продукция, заготовленная (закупленная) в порядке осуществления специального пользования ОРМ.
Таким образом, в стандартной ситуации (обычное промышленное предприятие) газон указывается в составе озелененной территории.
СЛОВАРЬ
Озелененная территория — территория, на которой проведено озеленение и (или) произрастают ОРМ, выполняющие санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или иные несельскохозяйственные функции (ст. 1 Закона о растительном мире).
В соответствии с п. 6 Инструкции по учету ОРМ по результатам плановых работ по учету ОРМ и обращения с ними оформляются ведомости учета и картосхемы.
Согласно подп. 2.1 п. 2 Постановления № 40 юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями земельных участков, в границах которых произрастают подлежащие учету ОРМ, в течение 1 месяца со дня завершения плановых работ по учету ОРМ и обращения с ними представляют в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) информацию об ОРМ и обращении с ними (по форме согласно приложению 3 к Постановлению № 40) для включения в государственный кадастр растительного мира. Эта информация содержит в себе данные о площади озелененной территории.
В соответствии со ст. 9 Закона о растительном мире пользователи земельных участков в области обращения с ОРМ обязаны планировать и осуществлять мероприятия по рациональному (устойчивому) использованию ОРМ (например, кошение газонов, борьба с инвазивными видами растений). Информация отражается в виде плана (отдельно либо в составе ежегодного плана природоохранных мероприятий[6]).
ВОПРОС 5
Учреждение образования произвело посадку саженцев деревьев в количестве 10 шт. на своей территории, из них 4 саженца засохли (не принялись). К бухгалтерскому учету были приняты все 10 саженцев.
Как правильно произвести удаление засохших саженцев? Надо ли получать разрешение исполкома? Существуют ли нормы отпада древесно-кустарниковой растительности? Как правильно снять с учета засохшие саженцы?
Согласно п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств[7] многолетние дикорастущие ОРМ, произрастающие в естественных условиях на территории организации, не принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Таким образом, если ОРМ используются для озеленения территории и не предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), а также не предполагается получение экономических выход от их использования, они не принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Затраты организации на указанные объекты (в т.ч. на озеленение территории) в бухгалтерском учете включаются в состав расходов организации в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов[8].
В соответствии с приложением 3 к Положению о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий[9] (далее — Положение о компенсационных мероприятиях) ненадлежащее состояние дерева характеризуется тем, что количество усохших ветвей составляет более 50 % и (или) разрушена или опала кора на большей части ствола.
Удаление деревьев, находящихся в ненадлежащем качественном состоянии, осуществляется в соответствии со ст. 373 Закона о растительном мире на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа.
Таким образом, если дерево не представляет опасности, а просто засохло, следует обратиться за разрешением в райисполком.
ВОПРОС 6
На территории промышленной площадки, распложенной в Минском районе, засохли 2 ели. Степень высыхания — более 50 %.
Каков порядок удаления елей? Можно ли отнести их к опасным, получив соответствующее заключение? В какой орган необходимо обратиться за заключением о признании елей опасными?
Для начала следует выяснить, является ли дерево опасным или просто находится в ненадлежащем качественном состоянии.
СЛОВАРЬ
Опасные деревья — деревья, создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц (сухостойные, пораженные стволовой гнилью, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы, зависшие на зданиях, сооружениях, других деревьях, а также наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений) (ст. 1 Закона о растительном мире).
На основании ст. 376 Закона о растительном мире удаление опасных деревьев осуществляется на основании заключения о признании дерева опасным, которое выдается уполномоченным лицом.
К СЛОВУ
В соответствии со ст. 371 Закона о растительном мире уполномоченное лицо — уполномоченные местным исполнительным и распорядительным органом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по созданию и содержанию насаждений, выполняющих санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или иные несельскохозяйственные функции, а также юридическое лицо, имеющее в своем составе структурное подразделение, осуществляющее такую деятельность.
Как правило, к уполномоченным лицам относятся Зеленстрой, ЖКХ, Спецавтобаза и прочие коммунальные структуры, иногда лесхоз. За необходимыми разъяснениями насчет уполномоченного лица следует обратиться в райисполком. Именно к уполномоченным лицам и следует обращаться за заключением о признании елей опасными.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями земельных участков, в границах которых произрастают опасные деревья, либо лица, ими уполномоченные, за получением заключения о признании дерева опасным самостоятельно обращаются к уполномоченному лицу.
Представители уполномоченного лица не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения за получением заключения о признании дерева опасным, в присутствии пользователя земельного участка либо лица, им уполномоченного, проводят осмотр дерева, осуществляют его фотосъемку (на фотоматериалах должны быть представлены общий вид опасного дерева и признаки его опасности) и при наличии оснований для признания его опасным на месте оформляют и подписывают соответствующее заключение (с указанием месторасположения опасного дерева и признаков его опасности) по форме, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.11.2011 № 46[10], прилагаемую к нему карту-схему расположения опасного дерева, а также обозначают опасное дерево нанесением оранжевой краской полосы по окружности ствола, а при указании в заключении о признании дерева опасным и на карте-схеме нескольких опасных деревьев — также нанесением номера дерева в соответствии с заключением и картой-схемой.
Заключение о признании дерева опасным и карта-схема расположения опасного дерева оформляются в двух экземплярах, один из которых передается пользователю земельного участка либо лицу, им уполномоченному, второй хранится у уполномоченного лица с фотоматериалами на бумажном и электронном носителях.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Во время проведения работ по удалению опасных деревьев у руководителя (исполнителя) работ на месте удаления опасных деревьев должны находиться заключение о признании дерева опасным и карта-схема расположения опасного дерева.
Согласно приложению 3 к Положению о компенсационных мероприятиях ненадлежащее состояние дерева характеризуется тем, что количество усохших ветвей составляет более 50 %, и (или) разрушена или опала кора на большей части ствола.
Удаление деревьев, находящихся в ненадлежащем качественном состоянии, осуществляется в соответствии со ст. 373 Закона о растительном мире на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа.
Таким образом, если дерево не представляет опасности, а просто засохло, следует обратиться за разрешением в райисполком.
ВОПРОС 7
На земле, которая находится в собственности с 1992 г., планируется строительство школы. На данном участке будет осуществляться удаление деревьев и сниматься травяной покров.
Необходимо ли предусмотреть осуществление компенсационных мероприятий?
Согласно ст. 3 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — Кодекс о земле) земельные участки могут находиться у землепользователей на следующих правах:
- государственной и частной собственности, а также на праве собственности иностранных государств, международных организаций;
- пожизненного наследуемого владения;
- постоянного пользования (пользования без заранее установленного срока);
- временного пользования;
- аренды (субаренды).
В соответствии со ст. 12 Кодекса о земле собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства. Статья 13 Кодекса о земле содержит перечень земельных участков, которые не подлежат предоставлению в частную собственность.
Согласно ст. 5 Закона о растительном мире положения данного Закона (в т.ч. гл. 8, которая содержит порядок осуществления компенсационных мероприятий), если им не предусмотрено иное, не применяются в отношении ОРМ, произрастающих в границах земельных участков, предоставленных в частную собственность негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям. На земельные участки, предоставленные в частную собственность негосударственным юридическим лицам, распространяются лишь требования гл. 4 Закона о растительном мире, которая содержит требования к охране, карантину и защите ОРМ.
Таким образом, если земля предоставлена в частную собственность негосударственному юридическому лицу, не требуются какие-либо разрешения или уведомления при удалении ОРМ (кроме случаев, предусмотренных гл. 4 Закона о растительном мире), а также осуществление компенсационных мероприятий.
ВОПРОС 8
Необходимо ли сообщать в исполком об удалении инвазивных растений?
Согласно ст. 377 Закона о растительном мире удаление деревьев, кустарников, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию в соответствии со ст. 26 данного Закона[11], осуществляется на основании акта о наличии места произрастания деревьев, кустарников, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию (далее — акт).
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Перечень видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1002
[12].
Акт оформляется пользователем земельного участка, в границах которого произрастают указанные деревья, кустарники, либо лицом, им уполномоченным, в произвольной форме (с указанием даты оформления акта, видов, места и площади произрастания деревьев, кустарников, а для деревьев — также их количества и диаметра ствола) в двух экземплярах и подписывается пользователем земельного участка либо лицом, им уполномоченным, и представителем территориального органа Минприроды. Копия акта не позднее рабочего дня, следующего за днем его оформления, направляется пользователем земельного участка либо лицом, им уполномоченным, в местный исполнительный и распорядительный орган.
ВОПРОС 9
Организация планирует уложить бетонные плиты на участке ограниченного пользования с газоном.
Требуется ли получать разрешение на удаление газона и осуществлять компенсационные выплаты?
Согласно ст. 37 Закона о растительном мире без документов осуществляется удаление цветников, газонов, иного травяного покрова (за исключением их удаления на землях общего пользования населенных пунктов) пользователями земельных участков в границах предоставленных им земельных участков, а также иными лицами на основании гражданско-правового договора с пользователями земельных участков.
На основании ст. 38 Закона о растительном мире не требуется проведение компенсационных мероприятий при удалении газона вне границ населенных пунктов. Если предприятие находится в населенном пункте, необходимо запланировать проведение компенсационных мероприятий в соответствии с Положением о компенсационных мероприятиях.
ВОПРОС 10
При рубке деревьев образуются следующие виды отходов:
- сучья, ветви, вершины — 20 % (неопасные, код 1730200);
- отходы корчевания пней — 13 % (неопасные, код 1730300);
- отрезки хлыстов, козырьки, откомлевки, обрезки при раскряжевке и т.п. — 1,5 % (неопасные, код 1730100).
Чистая древесина возвращается заказчику.
Правильно ли указано процентное соотношение отходов от рубки деревьев?
Норматив образования отходов вырубки в процентах при лесозаготовке приведен в п. 1.4.1 приложения 1 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 11.05.2011 № 200-ОД «Об утверждении показателей нормативов образования отходов производства некоторых технологических процессов»:
Сучья, ветви, вершины |
1,5–20 % от объема биомассы дерева |
Кора |
5–9 % от объема биомассы дерева |
Пень и корни |
11–13 % от объема биомассы дерева |
Древесная зелень |
3–4 % от объема биомассы дерева |
Отходы раскряжевки (откомлевки, козырьки) |
1–1,5 % от объема срубленного дерева |
Опилки |
До 1 % от объема срубленного дерева |
Таким образом, процентное соотношение получаемых отходов соответствует утвержденным нормативам.
[1] В ред. от 18.12.2018.
[2] Утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.04.2016 № 101.
[3] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.12.2007 № 416.
[4] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 15.12.2016 № 40 (далее — Постановление № 40).
О ведении учета ОРМ см.: Ерилин Г.Н. Ведем учет объектов растительного мира // Экология на предприятии. 2020. № 10. С. 39–51.
[5] Подробнее о подаче заявления на удаление ОРМ см.: Ерилин Г.Н. Удаляем объекты растительного мира: нужно ли разрешение? // Экология на предприятии. 2021. № 9. С. 39–46.
Об удалении ОРМ также см.:
- Ерилин Г.Н. Удаляем препятствующие эксплуатации зданий деревья // Экология на предприятии. 2021. № 2. С. 64–67;
- Ерилин Г.Н. Удаляем объекты растительного мира на территории водоканала // Экология на предприятии. 2021. № 5. С. 52–55;
- Удаляем сухие деревья возле компрессорной станции // Экология на предприятии. 2021. № 7. С. 17–18.
[6] О разработке плана природоохранных мероприятий см.: Дубовец Д.Л. Планируем природоохранные мероприятия // Экология на предприятии. 2021. № 3. С. 77–87 (примеч. ред.).
[7] Утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26.
[8] Утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 22.12.2018).
[9] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426 (в ред. от 17.09.2021).
[10] В ред. от 09.04.2019.
[11] Согласно ст. 26 Закона о растительном мире в целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны и защиты объектов животного мира и среды их обитания, ОРМ и среды их произрастания, охраны водных объектов, охраны окружающей среды в целом, а также предотвращения причинения вреда отдельным отраслям экономики проводятся мероприятия по регулированию распространения и численности растений отдельных категорий (ядовитых, содержащих наркотические вещества, инвазивных и др.). Регулирование распространения и численности растений должно осуществляться способами, обеспечивающими предупреждение причинения вреда другим объектам растительного мира и сохранность среды их произрастания.
[12] В ред. от 19.07.2021.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (125), ноябрь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.