В мире в 2019 г. насчитывалось более 1,4 млрд автомобилей, а к 2035 г. их число, по подсчетам экспертов, достигнет 1,8 млрд[1]. При этом подавляющее большинство автомобилей работает на двигателях внутреннего сгорания (далее — ДВС), потребляющих невозобновляемые ресурсы и загрязняющих окружающую среду. Поэтому наметился стойкий общемировой тренд: отказываться от традиционных автомобилей и переходить на их экологичные аналоги.
Во многих странах успешно работают национальные программы, стимулирующие переход к более безопасным и экологически чистым видам автотранспорта. Для Беларуси это тоже актуально: внедрение экологичных автомобилей для нашей страны направление новое, но весьма перспективное.
В ЧЕМ ВРЕД АВТОМОБИЛЕЙ С ДВС?
Транспорт с ДВС пагубно влияет на окружающую среду и здоровье человека, снижает энергоэффективность и энергобезопасность по следующим аспектам.
Нефть загрязняет природу и создает риск катастроф
На пассажирские перевозки в 2012 г. приходилось около 25 % мирового потребления энергии, и ежегодно этот показатель увеличивается на 1,4 %[2]. При этом 95 % этой энергии получают из нефти[3], добыча, транспортировка, переработка и использование которой загрязняют воду, почву и воздух. Кроме того, добыча нефти создает риск серьезных катастроф: аварий на буровых платформах и разливов в морях и океанах.
К тому же это стратегически важный невозобновляемый ресурс, запасы которого территориально ограничены и при текущем уровне добычи иссякнут уже через 50 лет[4]. Для стран, не владеющих достаточными для внутреннего использования объемами нефти, развитие экологичного транспорта — необходимый шаг, позволяющий уменьшить зависимость от поставок энергоносителей и колебаний цен на них.
Растут выбросы в атмосферу
Эксплуатация транспорта с ДВС приводит к выбросам в атмосферу выхлопных газов, загрязняющих воздух в крупных городах. Выхлопные газы содержат ядовитые вещества, провоцирующие респираторные, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания у людей и угнетающие жизнедеятельность флоры и фауны.
СПРАВКА
Одними из наиболее опасных соединений в выхлопных газах считаются токсичные оксиды азота (NO2), диоксид серы (SO2), угарный газ (CO) и альдегиды, а также сильные канцерогены: углеводороды (в основном бензпирен), зола, сажа и другие взвешенные частицы. Кроме того, вместе с выхлопными газами в воздух могут попадать ядовитые соединения свинца (тетраэтилсвинец), брома и хлора.
К тому же выхлопные газы образуют смог, который часто приводит к отравлениям в замкнутых пространствах.
Для окружающей среды особенно опасен содержащийся в автомобильных выхлопах углекислый газ (CO2) — главный антропогенный парниковый газ, способствующий глобальному потеплению. Автотранспорт «ответственен» за 24 % мировых выбросов CO2, при этом три четверти от этих выбросов приходится непосредственно на автотранспорт[5].
Эти показатели значительно увеличатся, если учесть косвенные выбросы CO2 и других парниковых газов на стадиях производства, ремонта и утилизации транспортных средств и объектов инфраструктуры.
КАКОЙ АВТОТРАНСПОРТ СЧИТАЕТСЯ ЭКОЛОГИЧНЫМ?
Единого и универсального определения термина «экологичный транспорт» не существует, поскольку это сложное и емкое понятие. Наиболее полное определение характеризует экологичный транспорт как транспортное средство, которое на всех стадиях жизненного цикла минимально влияет на окружающую среду и здоровье человека, работает на экологически приемлемых источниках энергии и экономит ресурсы.
Также под экологичным транспортом часто понимают любое транспортное средство, которое меньше вредит окружающей среде и здоровью человека, чем сопоставимые транспортные средства с ДВС.
В некоторых странах этот термин используется для обозначения любого транспортного средства, которое соответствует местным или общепринятым экологическим стандартам, регулирующим выбросы в выхлопных газах. В Евросоюзе действует норма Euro-6, в США — Tier-3, в Китае — China-5; похожие стандарты есть в Японии, Южной Корее, Индии, Бразилии и Мексике.
Повышение экологичности автомобилей проводится в двух направлениях:
- совершенствование технико-эксплуатационных характеристик обычных автомобилей с ДВС;
- создание принципиально новых типов транспортных средств, использующих альтернативные и/или возобновляемые источники энергии (далее — ВИЭ).
Существуют следующие виды экологичных автомобилей.
Аккумуляторные приводятся в движение одним или несколькими электродвигателями, питающимися от автономного источника электроэнергии.
Гибридные обычно работают на нескольких источниках энергии. Чаще всего встречаются виды, в которых совмещены ДВС и электродвигатель. Бывают и полностью гибридные автомобили, подключаемые гибридные электромобили (plug-in hybrid electric vehicle, PHEV) и мягкие гибридные автомобили.
В автомобилях с газовым двигателем в качестве топлива используется компримированный (сжатый) природный газ (метан) или сжиженный нефтяной газ (пропанбутановая смесь).
Биотопливные автомобили используют топливо животного или растительного происхождения: этанол, метанол, биодизель. Некоторые источники включают сюда также автомобили с гибким выбором топлива, которые могут ездить как на бензине, так и на 100 %-ном этаноле или на смеси бензина с этанолом в гибких пропорциях (от 5 до 95 %).
Существуют также экспериментальные варианты экологичных автомобилей, пока мало распространенные. К ним относятся автомобили на солнечных батареях (солнцемобили), автомобили со сжатым воздухом (воздухомобили, или пневмомобили) и водородные автомобили.
НАСКОЛЬКО «ЗЕЛЕНЫЕ» АВТОМОБИЛИ ЭКОЛОГИЧНЫ?
Рассмотрим плюсы и минусы видов экологичного транспорта.
Самые перспективные экологичные автомобили — электромобили
Плюсы и минусы. По оценке Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), в 2020 г. общее число электромобилей в мире превысило 10 млн[6]. Ожидается, что к 2025 г. 20 % всех новых автомобилей, продаваемых в мире, будут электрическими. Этот показатель к 2030 г. вырастет до 40 %, а к 2040 г. практически каждый новый автомобиль будет электрическим[7].
Хотя у электромобилей все еще ограничен запас хода (величина пробега на один заряд батареи), а емкость аккумуляторов со временем снижается, их преимущества часто перевешивают эти недостатки. Такие транспортные средства высокоэффективные, легкие, простые в использовании и ремонте, более безопасные для водителя и пассажиров. Электромобили не выбрасывают в окружающую среду вредные вещества.
Впрочем, нельзя утверждать, что эти транспортные средства абсолютно экологичны. Во-первых, электростанции, производящие электричество для таких автомобилей, загрязняют атмосферу. Во-вторых, производство и утилизация аккумуляторов электромобилей тоже далеко не безвредны.
Но даже с учетом этого уровень загрязнения окружающей среды электромобилями значительно ниже, чем обычными автомобилями с ДВС. Например, производство электромобилей выбрасывает в атмосферу намного больше CO2, чем производство автомобилей с ДВС, но в процессе эксплуатации, достигнув определенного пробега, электромобиль становится гораздо экологичнее автомобиля с ДВС.
К СЛОВУ
В снижении выбросов важны объемы производства электроэнергии. В странах, где большой ее процент получают не из ВИЭ, может быть экологически нецелесообразно массово внедрять электромобили. Ведь тогда они будут получать электроэнергию от загрязняющих планету электростанций. А в мировом энергобалансе доля ископаемого топлива (нефти, угля и газа) все еще составляет более 80 %
[8].
Однако есть исследования, что электромобили, получающие электроэнергию даже от угольных электростанций, все же менее вредны для окружающей среды, чем автомобили с ДВС
[9].
Где распространены? По данным IEA, самый большой парк электромобилей в мире был в 2019 г. в Китае — 47 % от общего количества[10]. Государственная поддержка «зеленого» транспорта в Поднебесной включает квоты на электромобили для производителей и импортеров, производственные субсидии, налоговые льготы, госзакупки и поддержку строительства зарядных станций. Производителей и импортеров обязывают вводить в перечень производимых или импортируемых автомобилей определенный процент электромобилей.
В Европе также делают ставку на электромобили. Во многих странах покупателям таких авто дают большие скидки. Например, в Германии при покупке электромобиля ценой до 40 тыс. евро скидка составляет 9 тыс. евро, а при покупке электромобиля стоимостью от 40 до 65 тыс. евро — скидка 8 тыс. евро. Бонус распространяется не только на новые электромобили, но и на подержанные — правда, в этом случае он уменьшается до 5 тыс. евро[11].
По количеству электромобилей на душу населения в мире лидирует нефтедобывающая Норвегия. Здесь в 2020 г. было реализовано рекордное количество электромобилей, которое превысило количество проданных автомобилей с ДВС, — 54 % от общего авторынка[12]. В стране обнулены таможенные пошлины, акцизные и экологические сборы, регистрационный налог на электромобили, а зарядка и парковка для них бесплатны. Норвегия планирует запретить использование машин с ДВС[13] к 2025 г.
Подобные меры позволили многим европейским странам значительно увеличить количество «зеленых» автомобилей. Например, к 2020 г. Украина благодаря государственным стимулам (отмене таможенных пошлин, НДС и других обязательных платежей) добилась роста парка электромобилей и гибридов до более чем 43 тыс.[14], причем еще в 2016 г. в стране было всего около 3,1 тыс. таких автомобилей[15].
Гибридные автомобили
Плюсы и минусы. Гибридные автомобили лишены главного недостатка электромобилей — зависимости от аккумулятора. Но они сильнее влияют на окружающую среду, хотя все равно более экологичны, чем автомобили с ДВС. Гибриды также позволяют значительно снизить расход топлива. Однако это применимо лишь в городских условиях — при дальних поездках по трассе их преимущества сходят на нет.
Несмотря на это, среди экологичных автомобилей электрические гибриды наиболее распространены. Одна только Toyota Motor Corporation к 2020 г. продала 17 млн таких автомобилей[16].
Где распространены? В Европе их не так много, но к ним тоже применяются различные монетарные и немонетарные стимулы. Однако уже с 2026 г. в Европе планируют запретить производство автомобилей, совмещающих в себе ДВС и аккумуляторную батарею, либо лишить автоконцерны, выпускающие гибриды, льгот и субсидий. В Норвегии гибридные автомобили уже сейчас не имеют тех же преференций, что и электромобили, и приравниваются к обычным авто.
Особенно популярны гибридные автомобили в США и Японии, их распространение здесь также стимулируется правительством.
Автомобили с газовым двигателем
Плюсы и минусы. Такие автомобили также лишены главных недостатков электромобилей, экономичны и просты в обслуживании, поскольку двигатель не подвержен коррозии. При эксплуатации они выбрасывают в атмосферу гораздо меньше вредных веществ, чем двигатели ДВС. Однако есть причина, почему в мире не делают ставку на этот тип автомобилей: газ, как и нефть, такой же невозобновляемый ресурс, его запасы ограничены.
Где распространены? Лидер по числу автомобилей на природном газе — Китай. Однако доля таких автомобилей в общем парке страны невелика. Гораздо активнее газ используют Иран, Пакистан, Аргентина и Перу, где проводится политика снижения зависимости от нефти и поддержка газовой промышленности. На европейском рынке лидирует Италия, в которой снижены налоги на природный газ как топливо и введена программа субсидий правительства.
Автомобили на биотопливе
Плюсы и минусы. Автомобили на биотопливе менее распространены и считаются не такими перспективными, как перечисленные выше. Они более экономичны и просты в обслуживании, а также экологичны: биотопливо при попадании в почву полностью разлагается, не вредя экосистемам, а его сжигание не приводит к серьезным вредным выбросам.
Однако биотопливо для автомобилей производят в основном из сельскохозяйственных культур (чаще всего сои и рапса), что неприемлемо в условиях глобальной продовольственной проблемы. Попытки коммерциализировать жидкое биотопливо, которое не конкурировало бы с производством продуктов питания, пока безуспешны.
Где распространены? В производстве автомобилей на биотопливе безоговорочно лидирует Бразилия. Большая часть топлива здесь представляет собой смесь 80 % биоэтанола из сахарного тростника и 20 % бензина. Однако успех Бразилии обусловлен географическими факторами: выращивать сахарный тростник здесь выгоднее, чем где бы то ни было в мире, поэтому такое производство коммерчески конкурентоспособно.
ЭКОЛОГИЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
По всему миру отказываются от традиционных транспортных средств с ДВС в пользу более экологичного транспорта. По данным IEA, 18 из 20 крупнейших автопроизводителей, в том числе Volkswagen, Volvo и General Motors, обещали увеличить производство экологичных автомобилей[17]. Более 20 государств, включая страны с развивающейся экономикой, объявили о полном прекращении продаж автомобилей с ДВС в течение следующих 10–30 лет[18].
Несмотря на это, экологичные автомобили распространяются медленно из-за двух сдерживающих факторов:
- сравнительно высокой стоимости таких транспортных средств;
- слабо развитой инфраструктуры (станций для заправки и подзарядки, специализированных сервисных центров и т.д.).
Как только экологичные автомобили подешевеют, спрос на них возрастет, появится и будет развиваться необходимая инфраструктура. К примеру, в долгосрочной перспективе электромобили окупаются уже через несколько лет, но потребители пока не готовы ждать будущих выгод.
Цены на экологичные автомобили постепенно снижаются. Ожидается, что уже в 2028 г. (в оптимистичном сценарии — в 2025 г.) будет достигнута точка паритета между электромобилями и автомобилями с ДВС с одинаковыми техническими характеристиками: их стоимость сравняется[19].
СПРАВКА
-
Монетарные инструменты: налоговые кредиты, гранты, освобождение от уплаты дорожного сбора и регистрационного налога.
-
Немонетарные инструменты: бесплатная парковка, бесплатный проезд по платным дорогам, свободное использование специальных зон.
А пока этого не произошло, правительства многих стран с помощью монетарных и немонетарных инструментов мотивируют граждан покупать экологичные автомобили.
Большое внимание также уделяется расширению инфраструктуры для экотранспорта.
Активнее всего эти стимулы применяют в Китае, странах Европы и США.
А КАК В БЕЛАРУСИ?
Беларусь не остается в стороне от тренда по экологизации транспорта, обращая особое внимание на электромобили. По данным Министерства энергетики Республики Беларусь (далее — Минэнерго), к июлю 2021 г. в стране насчитывалось 4 тыс. электромобилей[20], при этом в декабре 2020 г. их было только 1,6 тыс.[21] (показатель вырос на 150 % за 7 месяцев).
Основываясь на данных Bloomberg NEF и IEA, эксперты ожидают, что в Беларуси к концу 2021 г. будет 5 тыс. электромобилей, в 2022 г. — 25,8 тыс., в 2023 г. — 54 тыс., в 2024 г. — 82,8 тыс. По базовому сценарию в 2025 г. в стране будет 112,2 тыс. электромобилей, по оптимистичному сценарию — более 230 тыс. Доля электромобилей в национальном автопарке к 2030 г. может составить 14 %, или 565 тыс. электромобилей, которые будут потреблять около 2,3 млрд кВт·ч.
Но это осуществится лишь в том случае, если государство будет активно поддерживать экологичный транспорт.
В первом полугодии 2021 г. количество электромобилей выросло неспроста. Этому поспособствовал Указ Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей»[22] (далее — Указ № 92), предоставивший определенные льготы покупателям электромобилей.
Согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 92 для физических лиц при ввозе в страну электромобилей обнуляется ставка НДС:
- до 01.03.2022 — транспортных средств, приводимых в движение исключительно электрическими двигателями;
- с 01.03.2022 — транспортных средств, приводимых в движение исключительно электрическими двигателями, с даты выпуска которых прошло не более пяти лет.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Новая редакция Указа № 92 действует с 24.11.2021. Текст нормативного правового акта обновлен. Теперь ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более пяти лет, освобождаются от НДС.
Электромобили также не облагаются транспортным налогом[23], для них предусмотрена бесплатная парковка на специально оборудованных местах в соответствии с подп. 5.1 п. 5 Указа № 92.
Для сравнения: в России льгот по НДС для электромобилей вообще нет.
Вместе с увеличением числа электромобилей в стране развивается и соответствующая инфраструктура. Указ № 92 предусматривает создание парковок и строительство зарядных станций без взимания платы участников дорожного движения на электромобилях за пользование автомобильными парковками, находящимися в коммунальной собственности до 01.01.2026.
Развитие инфраструктуры для электромобилей предусмотрено также Программой создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2018 № 731[24]. Задачу поручили государственному оператору — РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».
По данным Минэнерго, благодаря этим мерам в июле 2021 г. в стране функционировало 450 зарядных станций, а к концу этого года их должно стать 600[25].
Планируется также выпуск белорусских электромобилей. Это предусмотрено
Комплексной программой развития электротранспорта на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.04.2021 № 213. Производить электромобили должно белорусско-китайское совместное предприятие.
В нашей стране уже пытались создать и вывести на рынок собственные электромобили — тоже белорусско-китайские. Но эти попытки закончились неудачей: спроса на продукцию не было. Видимо, эти инициативы просто пришлись не ко времени. В Беларуси интерес к экологичному транспорту еще весьма слаб.
На ситуацию могли бы повлиять дополнительные стимулы: например, выдача льготных кредитов на покупку электромобилей, предоставление льготного налогообложения компаниям, которые пересадили своих водителей на электротранспорт (инвестиционный вычет от первоначальной стоимости уже предоставляется юридическим лицам согласно новой редакции Указа № 92), бесплатное пользование платными дорогами.
Резюме
- Будущее нашей планеты во многом зависит от использования транспорта.
- Самые перспективные экологичные автомобили — электромобили.
- В рамках планетарного масштаба экологичный автотранспорт распространяется довольно медленно за счет высокой стоимости и неразвитой инфраструктуры. Но при поддержке правительственной политики отдельных стран этот процесс идет гораздо быстрее.
- В Беларуси использование электромобилей также не стоит на месте и стимулируется государственной поддержкой.
[22] В ред. от 22.11.2021.
[23] В соответствии с п. 2 ст. 3072 Налогового кодекса Республики Беларусь.
[24] В ред. от 28.08.2020.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (126), декабрь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.