№ 10, октябрь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Мониторинг почв (грунтов) в системе локального мониторинга окружающей среды

Рубрика «Локальный мониторинг»

М.А. Ересько, канд. геогр. наук, доцент, зав. отделом мониторинга окружающей среды РУП «Бел НИЦ «Экология»

В соответствии с абз. 16 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1] мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Взаимосвязанная совокупность наблюдений, оценки и прогноза позволяет не просто регистрировать измеряемые величины параметров и констатировать диапазоны значений в пространстве и времени, а устанавливать причинно-следственные связи, выявлять возможные негативные тенденции, разрабатывать и внедрять природоохранные мероприятия, направленные на предупреждение ухудшения и улучшение состояния окружающей среды конкретной территории.

Именно для этих целей была создана Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь[2]. Согласно п. 2 Положения о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2003 № 949[3], данная система включает в настоящее время 13 организационно-самостоятельных и проводимых на общих принципах видов мониторинга, одним из которых является локальный мониторинг окружающей среды.

Что представляет собой локальный мониторинг окружающей среды

Локальный мониторинг окружающей среды может быть определен как система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки экологического состояния и динамики его изменения, а также прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием антропогенных факторов применительно к территории, которая является зоной ответственности субъекта, осуществляющего хозяйственную и иную деятельность, сопровождаемую использованием природных ресурсов и оказанием воздействия на окружающую среду.

По своей сути локальный мониторинг является комплексным, так как включает следующие объекты:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от технологического и иного оборудования, технологических процессов, машин и механизмов (далее – выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух);
  • сточные воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, в том числе через систему дождевой канализации (далее – сточные воды);
  • поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод (далее – поверхностные воды);
  • подземные воды в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения (далее – подземные воды);
  • почвы (грунты) в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения (далее – почвы (грунты));
  • другие объекты наблюдений, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (п. 2 Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 01.02.2007 № 9[4]).

В настоящее время другие объекты наблюдений не определены.

Ввиду комплексности локального мониторинга его целью является оценка не компонентов (почвы (грунты), подземные воды, поверхностные воды) и видов воздействий (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сточные воды), а окружающей среды в целом для территорий промышленных зон крупных городов.

Кто проводит локальный мониторинг окружающей среды

В соответствии с п. 3 и 5 Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2004 № 482[5], локальный мониторинг окружающей среды проводится:

  • юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность;
  • в границах предоставленного горного отвода, а также за его пределами при осуществлении экономической деятельности, связанной с пользованием недрами в случае, если негативные последствия для нарушенных земель, иных компонентов природной среды и природных объектов, зданий и сооружений могут быть связаны с проведением горных работ.

Исходя из презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, закрепленной в ст. 4 Закона об ООС, норма, закрепленная в п. 3 Положения № 482, устанавливает необходимость включения в систему локального мониторинга окружающей среды 100 % природопользователей Республики Беларусь.

Одновременно, появление в п. 3–6 Инструкции № 9 в конце 2020 года критериев, конкретизирующих, что является пунктом наблюдений локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, локального мониторинга сточных и поверхностных вод, локального мониторинга подземных вод, локального мониторинга почв (грунтов), не привело к унификации подходов к выбору природопользователей для включения в систему локального мониторинга окружающей среды НСМОС.


[1] В ред. от 04.01.2022; далее – Закон об ООС.

[2] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.1993 № 247 «О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)» (в ред. от 14.07.2003).

[3]В ред. от 22.06.2020.

[4] В ред. от 30.12.2020; далее – Инструкции № 9.

[5]В ред. от 25.11.2020; далее – Положение № 482.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (136), октябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.