В 2021 году Университет Организации Объединенных Наций совместно с Институтом Организации Объединенных Наций по обучению и исследованиям (ЮНИТАР) с целью охраны окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также в других странах, соседствующих с Европейским Союзом, провел исследование по оценке систем обращения с электронными отходами в Содружестве Независимых Государств, а также в Грузии, Туркменистане и Украине (далее – регион СНГ+)[1].
В статье представлены некоторые результаты исследования текущей ситуации с электронными отходами в Беларуси, а также ее сопоставление с 11 странами, а именно: Казахстаном, Россией, Молдовой, Таджикистаном, Арменией, Узбекистаном, Азербайджаном, Кыргызстаном, Грузией, Туркменистаном и Украиной.
Классификация ЭЭО: 6 категорий
К электрическому и электронному оборудованию (далее – ЭЭО) относится широкий спектр видов продукции, которые содержат электрические схемы или компоненты и питаются от электросети или аккумуляторов. Практически все подобные изделия, используемые человеком дома и на работе, можно отнести к ЭЭО, в том числе ноутбуки, мобильные телефоны, холодильники, стиральные машины, посудомоечные машины, электроплиты и кухонные приборы, различные игрушки, процессоры, а также музыкальные инструменты.
В статистических целях ЭЭО классифицируется по сходным функциям, сопоставимому составу содержащихся в нем материалов, среднему весу и характеристикам после выведения из эксплуатации. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2012/19/ЕС от 04.07.2012 об отходах электрического и электронного оборудования подразделяет ЭЭО на 54 различные товарно-ориентированные категории, которые сгруппированы в шесть обобщенных (см. схему 1).
После того как владелец выбрасывает такое оборудование, не имея намерения использовать его повторно, оно становится электронным отходом, в составе которого содержатся как ценные, так и опасные материалы.
В Беларуси электронные отходы классифицируются по трем группам: крупногабаритные, среднегабаритные, малогабаритные (см. Перечень товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор которых от физических лиц обеспечивается организациями торговли[2]).
К слову
В отчете Глобального мониторинга электронных отходов
[3] подчеркивается, что в 2019 году в мире было образовано 53,6 млн т электронных отходов, что показывает рост в 21 % с 2014 года. Такое стремительное увеличение объемов связано с тем, что все больше людей во всем мире использует электронное оборудование, срок службы которого постоянно сокращается. Только 17 % этих отходов проходят стадию сбора и переработки с использованием экологически безопасных способов.
Обращение с отходами ЭОО в Республике Беларусь: нормативная база
Обращение с электронными отходами требует наличия особого законодательства и инфраструктуры для их сбора. В Республике Беларусь управление ЭЭО регулируется в рамках категории опасных отходов в соответствии с принципами расширенной ответственности производителя (далее – РОП), механизм которой был введен в Республике Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»[4]. C 2020 года РОП регулируется Указом Президента от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»[5]. В соответствии с подп.1.1 п. 1 Указа № 16 обязанность по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и упаковки, образующихся после утраты их потребительских свойств, была возложена на производителей или поставщиков следующих групп товаров: упаковка (полимерная, стеклянная, на основе бумаги и картона), масла смазочные, резиносодержащие товары, ЭЭО, элементы питания, лампы и термометры.
Нормативная правовая база, касающаяся обращения с электронными отходами в Республике Беларусь, включает в себя также следующие документы:
- Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[6] – основополагающий законодательный акт в области обращения с отходами;
- Общегосударственный классификатор ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т);
- Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450[7]);
- законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие обращение с ломом и отходами черных и цветных металлов: Закон Республики Беларусь от 21.06.2002 № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[8], Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»[9], Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов (утверждена постановлением Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10); Инструкции о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.05.2004 № 87[10]);
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента от 17 января 2020 г. № 16»[11] устанавливает порядок обеспечения сбора у физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки организациями, осуществляющими розничную торговлю, в местах их продажи (ремонта, обслуживания
[1] Проект курировался Федеральным агентством по окружающей среде Германии совместно с Экологической программой Организации Объединенных Наций (ЮНЕП) и финансировался Программой консультативной помощи Федерального министерства окружающей среды Германии (AAP), а также из бюджета Международного союза электросвязи и Международной ассоциации твердых отходов.
[2] Приложение к Положению о порядке обеспечения организациями, осуществляющими розничную торговлю, сбора от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 (в ред. от 06.01.2022).
[3] В. Форти, К.П. Балде, Р. Кюр, Г. Бель: Глобальный мониторинг электронных отходов, 2020 год: объемы, потоки и потенциал циркуляционной экономики. Программа SCYCLE под эгидой Университета Организации Объединенных Наций (УООН)/Учебного и научно-исследовательского института Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР), Международный союз электросвязи (МСЭ) и Международная ассоциация по твердым отходам (МАТО). Бонн/Женева/Роттердам.
[4]Утратил силу 01.07.2020.
[5]В ред. от 28.10.2021; далее – Указ № 16.
[8] В ред. от 12.12.2013.
[9] В ред. от 11.01.2019.
[10] В ред. от 01.09.2011.
[11] Далее – Постановление № 388.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (136), октябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.