← Назад к номеру журнала
Типичные нарушения при проведении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды
Е.М. Филюк, эколог
Нормативная база
При осуществлении деятельности субъекты хозяйствования, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду, должны проводить производственные наблюдения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – ПН). Это предусмотрено ст. 94 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1].
Проведение наблюдение регламентируется постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52 «Об осуществлении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов»[2].
С чего начать?
Организация ПН начинается с разработки инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – Инструкция ПН).
Инструкция ПН не требует согласования с территориальными органами Минприроды. Она утверждается и вводится в действие решением (приказом, распоряжением) природопользователя.
В Инструкции ПН указывается последовательность действий природопользователя при проведении ПН, включая организацию мест отбора проб и проведение измерений, в соответствии со спецификой деятельности природопользователя, характером вредного воздействия на окружающую среду и фактическим состоянием окружающей среды в зоне воздействия природопользователя.
Обязательными разделами Инструкции ПН являются:
- организация производственных наблюдений;
- объекты производственных наблюдений;
- планирование и проведение производственных наблюдений;
- планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением;
- учет и отчетность в области охраны окружающей среды;
- снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов;
- профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством.
Порядок проведения производственных наблюдений
В разделе «Планирование и проведение производственных наблюдений» Инструкции ПН природопользователь определяет порядок:
- планирования мероприятий по проведению наблюдений (планы-графики с периодичностью, планы мероприятий);
- действий специалиста, ответственного за проведение наблюдений;
- оформления результатов производственных наблюдений (оформление актов производственных наблюдений, требований (предписаний) об устранении недостатков, ведение их учета и др.);
- порядок информирования руководителя организации по результатам производственных наблюдений;
- порядок устранения нарушений, выявленных по результатам производственных наблюдений.
Порядок проведения ПН у разных природопользователей может отличаться, поскольку он устанавливается самим природопользователем в Инструкции ПН. Например, результаты ПН могут быть оформлены в виде акта, предписания или требования. Кого-то устроит периодичность проведения наблюдений ежегодно, а кого-то – 1 раз в полгода. Некоторые организации устанавливают порядок информирования руководителя посредством направления докладных записок, другие вносят в Инструкцию ПН положение о том, что гриф утверждения акта (предписания) свидетельствует о факте ознакомления руководителя с документом.
Оформление акта производственных наблюдений
Чтобы не оформлять большое количество документов, рекомендуется в акты производственных наблюдений вносить всю необходимую информацию: и выявленные нарушения, и предложения по их устранению с указанием сроков. Для удобства дальнейшей работы с документом указанные сведения рекомендуется представлять в виде таблицы со следующими графами:
- установленное несоответствие (требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь (далее – НПА), а также локальным правовым актом природопользователя (далее – ЛПА) в области охраны окружающей среды);
- нормативный правовой акт (указываются название и конкретные пункты НПА и ЛПА);
- требования НПА/ЛПА (указывается содержание НПА/ЛПА);
- рекомендуемые действия для устранения выявленных несоответствий;
- срок устранения несоответствий.
В таблице целесообразно выделить разделы по видам воздействия на различные компоненты окружающей среды:
- общие вопросы в области охраны окружающей среды (далее – ООС);
- обращение с отходами;
- охрана водных ресурсов;
- охрана атмосферного воздуха;
- охрана и рациональное использование земель;
- охрана объектов растительного мира.
[1] В ред. от 04.01.2022.
[2] В ред. от 24.10.2019.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (137), ноябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.