№ 11, ноябрь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Типичные нарушения при проведении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды

Рубрика «Практикум»

Е.М. Филюк, эколог

Нормативная база

При осуществлении деятельности субъекты хозяйствования, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду, должны проводить производственные наблюдения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – ПН). Это предусмотрено ст. 94 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1].

Проведение наблюдение регламентируется постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52 «Об осуществлении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов»[2].

С чего начать?

Организация ПН начинается с разработки инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – Инструкция ПН).

Инструкция ПН не требует согласования с территориальными органами Минприроды. Она утверждается и вводится в действие решением (приказом, распоряжением) природопользователя.

В Инструкции ПН указывается последовательность действий природопользователя при проведении ПН, включая организацию мест отбора проб и проведение измерений, в соответствии со спецификой деятельности природопользователя, характером вредного воздействия на окружающую среду и фактическим состоянием окружающей среды в зоне воздействия природопользователя.

Обязательными разделами Инструкции ПН являются:

  • организация производственных наблюдений;
  • объекты производственных наблюдений;
  • планирование и проведение производственных наблюдений;
  • планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением;
  • учет и отчетность в области охраны окружающей среды;
  • снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов;
  • профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством.

Порядок проведения производственных наблюдений

В разделе «Планирование и проведение производственных наблюдений» Инструкции ПН природопользователь определяет порядок:

  • планирования мероприятий по проведению наблюдений (планы-графики с периодичностью, планы мероприятий);
  • действий специалиста, ответственного за проведение наблюдений;
  • оформления результатов производственных наблюдений (оформление актов производственных наблюдений, требований (предписаний) об устранении недостатков, ведение их учета и др.);
  • порядок информирования руководителя организации по результатам производственных наблюдений;
  • порядок устранения нарушений, выявленных по результатам производственных наблюдений.

Порядок проведения ПН у разных природопользователей может отличаться, поскольку он устанавливается самим природопользователем в Инструкции ПН. Например, результаты ПН могут быть оформлены в виде акта, предписания или требования. Кого-то устроит периодичность проведения наблюдений ежегодно, а кого-то – 1 раз в полгода. Некоторые организации  устанавливают порядок информирования руководителя посредством направления докладных записок, другие вносят в Инструкцию ПН положение о том, что гриф утверждения акта (предписания) свидетельствует о факте ознакомления руководителя с документом.  

Оформление акта производственных наблюдений

Чтобы не оформлять большое количество документов, рекомендуется в акты производственных наблюдений вносить всю необходимую информацию: и выявленные нарушения, и предложения по их устранению с указанием сроков. Для удобства дальнейшей работы с документом указанные сведения рекомендуется представлять в виде таблицы со следующими графами:

  • установленное несоответствие (требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь (далее – НПА), а также локальным правовым актом природопользователя (далее – ЛПА) в области охраны окружающей среды);
  • нормативный правовой акт (указываются название и конкретные пункты НПА и ЛПА);
  • требования НПА/ЛПА (указывается содержание НПА/ЛПА);
  • рекомендуемые действия для устранения выявленных несоответствий;
  • срок устранения несоответствий.

В таблице целесообразно выделить разделы по видам воздействия на различные компоненты окружающей среды:

  • общие вопросы в области охраны окружающей среды (далее – ООС);
  • обращение с отходами;
  • охрана водных ресурсов;
  • охрана атмосферного воздуха;
  • охрана и рациональное использование земель;
  • охрана объектов растительного мира.

[1] В ред. от 04.01.2022.

[2] В ред. от 24.10.2019.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (137), ноябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.