№ 11, ноябрь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Учет озоноразрушающих веществ, инвентаризация оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие и (или) озонобезопасные вещества: кто, где, когда?

Рубрика «Опасные вещества»

Т.А. Филистович, ведущий инженер по охране окружающей среды ООО «Белагротерминал» группы компаний «Содружество»

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области охраны озонового слоя

Отношения в области охраны озонового слоя в нашей стране регулируются Законом Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя»[1], Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21.05.1963[2], Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987[3] и иными актами законодательства.

Согласно ст. 13 Закона № 56-З юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, обязаны проводить инвентаризацию оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, и представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ведомственную отчетность о результатах такой инвентаризации.

 

Справка
Озоноразрушающие вещества (далее – ОРВ) – химические вещества, а также смеси химических веществ, обладающие способностью вступать в реакцию с молекулами озона в стратосфере и разрушать озоновый слой, указанные в приложениях А, В, С, Е к Монреальскому протоколу[4].
Озонобезопасные вещества – химические вещества, а также смеси химических веществ, не являющиеся озоноразрушающими веществами и не оказывающие вредного воздействия на озоновый слой[5].

 

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 56-З юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, обязаны вести учет озоноразрушающих веществ в порядке, установленном Минприроды.

 

Юридические лица, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, а также юридические лица, осуществляющие эксплуатацию оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, обязаны представлять в Минприроды ведомственную отчетность о результатах учета озоноразрушающих веществ.

 

Важно
Законом Республики Беларусь от 13.10.2022 № 212-З «О ратификации поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» ратифицирована Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу.
Кигалийская поправка дополняет Монреальский протокол новым списком регулируемых веществ (приложение F «Гидрофторуглероды») и положениями о необходимости поэтапного сокращения производства и потребления гидрофторуглеродов (далее – ГФУ) для сторон Монреальского протокола.
До недавнего времени ГФУ являлись единственной доступной альтернативой для замены озоноразрушающих веществ в соответствии с Монреальским протоколом. Вместе с тем ГФУ, не обладая озоноразрушающей способностью, являются мощными парниковыми газами, оказывающими воздействие на климат. Таким образом, в случае непринятия мер по регулированию потребления таких газов могут наступить необратимые последствия, которые скажутся в том числе на состоянии озонового слоя.
В связи с этим в будущем предусматривается приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с положениями Кигалийской поправки.

 

Как ведется учет озоноразрушающих веществ?

Учет ОРВ регулируется Инструкцией о порядке ведения учета озоноразрушающих веществ, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.12.2014 № 42[6].

Согласно п. 3 Инструкции № 42 учет ОРВ ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, составляющей которой являются операции с ОРВ.

Учет ведется в течение всего срока действия специального разрешения (лицензии) с использованием журнала по форме ПОД-5 «Журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ»[7].

Обратите внимание
В журнал по форме ПОД-5 допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом цифровых показателей, включения дополнительных граф (включая их разделение) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации. Журнал можно вести в электронном виде.
 

[1]В ред. от 18.06.2019; далее – Закон № 56-З.

[2]. Ратифицирована Законом Республики Беларусь от 11.11.1997 «О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 года». Вступила в силу для Республики Беларусь 09.05.1998.

[3] Принят постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.1988 № 301 «О принятии Белорусской ССР Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя». Вступил в силу 01.01.1989 (далее – Монреальский протокол).

[4] Статья 1 Закона № 56-З.

[5] Статья 1 Закона № 56-З.

[6]В ред. от 26.05.2020; далее – Инструкция № 42, Постановление № 42 соответственно.

[7]Приложение Г ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т (в ред. от 08.02.2021).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 11 (137), ноябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Получить статью целиком бесплатно