№ 4, апрель 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Новый механизм взимания платежей за выбросы парниковых газов

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

Д.Л. Дубовец, инженер по охране окружающей среды второй категории ОАО «УКХ «Минский моторный завод»

В 2016 году Беларусь ратифицировала[1] Парижское соглашение[2] и взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 28 % к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го года.

Справка
Парниковые газы – газообразные составляющие атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и отражают инфракрасное излучение[3].

 

Сегодня сторонами Парижского соглашения являются 168 стран мира[4]. Стороны соглашения, обязались к 2100 году не допустить повышения средней температуры атмосферы более чем на 2 градуса по отношению к доиндустриальному уровню и сделать все возможное для удержания повышения температуры до 1,5 °C.

Поставленные цели Республика Беларусь достигла с опережением. Среднегодовой прирост ВВП за 1995–2018 гг. составил 4,9 %, а среднегодовой прирост выбросов парниковых газов за этот же период – 0,5 %. По результатам расчетов, углеродоемкость экономики за 1995–2018 годы снизилась почти в 3 раза[5]. Реализация принятого страной Международного соглашения, осуществляется путем разработки и принятия новых нормативно-правовых актов, внесения изменений в действующее национальное законодательство.

14 июля 2021 г. Европейская комиссия представила финальный текст Постановления Европейского Парламента и Совета «Об утверждении механизма трансграничного углеродного регулирования»[6]. Этим документом Еврокомиссия установила более амбициозную цель по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году – минимум на 55 % к уровню 1990 года. Выполнение поставленной задачи будет осуществляться в том числе путем стимулирования торговых партнеров Европейского союза (далее – ЕС) сокращать углеродоемкость, или углеродный след продукции, за счет реализации механизма трансграничного углеродного регулирования (далее – ТУР).

В чем смысл механизма ТУР?

ТУР – одна из составляющих программы «Зеленый курс» по экологизации и декарбонизации экономик стран ЕС. Принятый механизм ТУР предполагает обязательную закупку импортерами определенных видов продукции, поставляемой в страны Европейского Союза, сертификатов на выбросы парниковых газов в соответствии с углеродоемкостью продукции.

Стоимость сертификата будет соответствовать уплачиваемому в ЕС европейскими производителями платежу за выбросы парниковых газов. Таким образом, система будет работать по аналогии с системой торговли квотами на выбросы парниковых газов (далее – СТВ). Плата будет взиматься исходя из количества парниковых газов, выброшенных в атмосферный воздух при производстве товара, путем их расчета или фактического измерения.

Как указано в Европейском «зеленом соглашении», система ТУР не противоречит международным обязательствам Европейского союза, и в частности нормам и правилам Всемирной торговой организации (далее – ВТО), и должна обеспечить более точное отражение цен на импортные товары.

Решение о введении механизма ТУР в первую очередь направлено на снижение риска переноса углеродоемких предприятий за пределы ЕС в страны, которые не принимают меры по снижению углеродоемкости продукции.

На какие страны распространяется механизм ТУР?

Механизм ТУР распространяется на импорт[7] в ЕС из всех стран, кроме тех, которые непосредственно участвуют в СТВ ЕС (сейчас это Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), или тех, которые используют национальную систему торговли выбросами, полностью сопряженную с СТВ ЕС (в настоящий момент это только Швейцария, чья национальная СТВ и СТВ ЕС имеют идентичное регулирование, а квоты обеих систем взаимозаменяемы).

Вероятно, под ТУР не будет подпадать также импорт из Великобритании, поскольку 1 января 2021 г. она запустила собственную систему торговли выбросами, и, скорее всего, она будет сопряжена с СТВ ЕС на манер швейцарской.


[1] Указ Президента Республики Беларусь 20.09.2016 № 345 «О принятии международного договора» (в ред. от 22.12.2018)

[2] Парижское соглашение, принятое на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата в г. Париже 12.12.2015, подписанное 22.04.2016.

[3] Пункт 2 Положения о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.2021 № 137 «О реализации положений Парижского соглашения к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

[4] Источник: https://minpriroda.gov.by (https://vk.cc/ccjPkM) .

[5] Источник: Определяемый на национальном уровне вклад Республики Беларусь в сокращение выбросов парниковых газов до 2030 года (Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.2021 № 553), глава 7.

[6] Regulation of the european parliament and of the council «Establishing a carbon border adjustment mechanism» – https://vk.cc/ccjPB4.

[7] https://vk.cc/ccjPB4.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (130), апрель 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.