№ 6, июнь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Особенности ведения учета мобильных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Рубрика «Охрана атмосферного воздуха»

Г.Н. Ерилин, эколог ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Согласно п. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[1] мобильные источники выбросов – транспортные средства[2] (далее – ТС) и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Мобильные источники выбросов подразделяются на:

  • механические ТС (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
  • железнодорожные ТС (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
  • воздушные суда;
  • морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река – море) плавания, маломерные суда;
  • самоходные машины (п. 5 ст. 13 Закона № 2-З).

Какие данные отражаются в учете?

В соответствии с подп. 10.9 п. 10 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т[3] юрлица, эксплуатирующие ТС, должны вести учет:

  • количества транспортных средств в разрезе каждой группы мобильных источников выбросов (ТС), формируемой с учетом типов двигателя (ТС, работающие на дизельном топливе, бензине, газовом топливе, бензине и газовом топливе);
  • транспортных средств – государственный номер ТС, марка, а также для ТС, работающих на бензине, – экологический класс, категорию ТС, пробег; на газовом топливе – год выпуска, вид топлива, оснащенность ТС системой нейтрализации, рабочий объем двигателя; на дизельном топливе – экологический класс, наличие турбины, пробег.
Справка
Механические ТС классифицируются по экологическим классам (п. 6 ст. 13 Закона № 2-З). Экологические классы механических ТС устанавливаются техрегламентами Таможенного союза и ЕАЭС (в Республике Беларусь – СТБ 1848-2009 «Транспорт дорожный. Экологические классы», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 13.03.2009 № 14).

 

В отношении учета транспорта следует отметить, что требования по его ведению установлены только нормативно-правовыми актами, касающимися ведения экологического паспорта. В соответствии с подп. 6.10 п. 6 СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.09.2012 № 59, в разделе «Сведения о транспорте предприятия» отражаются сведения о количестве ТС предприятия, находящихся на его балансе. Таким образом, можно ограничиться ведением учета транспорта в экологическом паспорте.

Мобильные источники выбросов – объекты производственных экологических наблюдений

В соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52[4] мобильные источники выбросов являются объектом производственных экологических наблюдений. Следовательно, в инструкции по производственным экологическим наблюдениям необходимо указывать порядок отбора проб и проведения измерений выбросов от автотранспорта.


[1] В ред. от 18.06.2019; далее – Закон № 2-З.

[2] Далее – ТС.

[3] В ред. от 21.09.2021; далее – ЭкоНиП 17.01.06-001-2017.

[4] В ред. от 24.10.2019.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (132), июнь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.