Можно ли принять на использование отходов больше, чем указано в проекте объекта?
На предприятии, являющемся объектом по использованию отходов, расчетное количество принимаемых отходов согласно проекту составляет 161 т/год. Можно ли принять на использование отходов больше, чем указано в проекте? Предусмотрена ли за это ответственность? Каким образом можно увеличить количество принимаемых отходов?
В соответствии со ст. 28 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[1] отходы должны использоваться в соответствии с Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, запрещается. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Ведение реестра объектов по использованию отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды либо организацией, уполномоченной им на ведение этого реестра. Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр таких объектов, не допускается.
Таким образом, превышение проектной мощности объекта по использованию отходов с точки зрения законодательства об обращении с отходами нарушением не является.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»[2] действие заключения государственной экологической экспертизы прекращается по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в случае:
• внесения изменений и (или) дополнений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, если эти изменения и (или) дополнения связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• невыполнения особых условий реализации проектных решений;
• выявления фактов представления недостоверных исходных данных на проектирование и (или) аннулирования заключений (согласований), полученных от государственных и иных организаций, на основании которых выдано заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, если соблюдение проектной мощности объекта не было специальным условием для получения заключения о государственной экологической экспертизе, нарушения здесь также нет.
Однако следует отметить, что увеличение эксплуатационной мощности объекта может косвенно привести к другим нарушениям (например, превышению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
Увеличить количество принимаемых отходов можно после разработки проекта технической модернизации объекта, который должен пройти государственную экологическую экспертизу.
Передача отхода с неустановленным классом опасности
В организации образуется отход, класс опасности которого не определен, но его забирает организация, которая сама определила класс опасности, и в договоре указаны наименование отхода и класс опасности.
Имеем ли мы право передавать этот отход, если организация не предоставила нам копию заключения об установлении класса опасности? Если да, то какой класс опасности нам указывать в книгах учета отходов по формам ПОД-9, ПОД-10 и в статистической отчетности 1-отходы («не определен» или установленный класс опасности согласно договору), если данный отход передается только этой организации?
Прямого запрета на такую передачу нет, однако нарушение имеет место, так как в соответствии с подп. 4.2 п. 4 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» [3] производители отходов производства обязаны обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
[1] В ред. от 28.06.2022; далее – Закон об обращении с отходами.
[2] В ред. от 15.07.2019.
[3] В ред. от 28.06.2022; далее – Закон об обращении с отходами.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 11 (149), ноябрь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.