Низкая обеспеченность жилищного фонда, особенно старой застройки, парковками и стоянками для транспорта является больным вопросом крупных городов. Есть такая проблема и у предприятий, расположенных в черте города: количество сотрудников, использующих автомобили, растет, а количество парковочных мест ограничено существующей застройкой. Схожая обстановка и с объектами социальной инфраструктуры.
Конечно, при строительстве крупных торговых центров для посетителей проектируют огромные стоянки. Но тут приходится учитывать и строго соблюдать нормы озелененности территорий.
Есть ли выход из этого замкнутого круга? Есть, и это – обустройство экологических парковок.
Что представляет собой экологическая парковка?
Экологическая парковка (экопарковка) – площадка для стоянки автомобилей и других транспортных средств, засеянная травой и укрепленная газонной решеткой. Решетка исключает повреждение газона автомобильными шинами.
Решетки выполняют из бетона или полимерных материалов. Бетонные отличаются большей долговечностью и высокой несущей способностью. Полимерные решетки имеют небольшой вес, просты в устройстве и нечувствительны к воде, морозу и удобрениям.
Экологические парковки решают проблему наличия парковочных мест и позволяют соблюсти нормы озелененности.
Устройство экопарковки
Перед устройством экопарковки проектировщики рассчитывают нагрузку на газонную решетку. Для этого важно понимать, какие транспортные средства и как часто будут на ней парковаться. При неверном расчете нагрузки в период эксплуатации парковки части решетки могут разойтись, и экопарковку придется переустраивать.
К слову
Конструкция экопарковок не предусматривает нагрузку под грузовую тяжеловесную технику. Как правило, парковки на основании из щебеночно-гравийно-песчаной смеси рассчитаны на нагрузку не выше А2=115 кН. Дороги и улицы более высоких категорий, а также проезды производственных предприятий рассчитываются на более высокую нагрузку А3=130 кН
[1].
Устройство экопарковок включает следующие этапы.
1. Очистка места для парковки и рытье котлована.
2. Укрепление границ парковки (обычно бордюрами или камнями).
3. Утрамбовка грунтового основания.
4. Устройство несущего слоя из щебеночно-грунтового материала. Толщина этого слоя зависит от того, на накую нагрузку рассчитана парковка. Требования к щебню определяются ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».
5. Устройство геотекстильного слоя. Он состоит из ткани, которая пропускает воду, но не пропускает песок и землю. Его используют, чтобы повысить устойчивость несущего слоя и избежать заиливания. Еще одна функция геотекстильного слоя – не допустить смешения плодородной земли и несущего слоя.
6. Устройство подстилающего слоя из песчано-гравийной смеси, требования к которой установлены ГОСТ 25607-94 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», с добавлением верхнего слоя почвы толщиной 3–5 см. Этот слой выравнивается и уплотняется.
7. Устройство газонной решетки.
8. Засыпка ячеек решетки плодородным грунтом с семенами растений.
[1] При проектировании дорожных одежд согласно ТКП 45-3.03-3-20004 (02250) «Проектирование дорожных одежд улиц и дорог населенных пунктов», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 08.12.2004 № 294, в качестве расчетных принимают нагрузки, соответствующие предельным нагрузкам на ось с двускатными колесами расчетного транспортного средства. Для расчетов применяют три вида осевых нагрузок: А1 – 100 кН; 2. А2 – 115 кН; 3. А3 – 130 кН. Нагрузка выбирается в зависимости от расчетного уровня движения, который, в свою очередь, зависит от категории улицы и от интенсивности движения.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (142), апрель 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.