← Назад к номеру журнала
Особенности утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним
А.А. Михайлов, экономист
07.04. 2023 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2022 № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним»[1], которым определены ставки утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним. В статье рассматриваются особенности взимания указанного платежа таможенными органами.
Правовая и налоговая база для взимания сбора
Правовую базу для взимания утилизационного сбора составляют:
- глава 28 Налогового кодекса Республики Беларусь[2] (далее – НК);
- Постановление № 951;
- постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.02.2014 № 4 «О документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора»[3];
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»[4].
Взимание утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним было предусмотрено ст. 301 НК еще в прошлом году. Вместе с тем в соответствии с п. 6 ст. 6 НК при установлении сбора (пошлины) определяются его плательщики, объекты обложения, ставки, сроки уплаты и при необходимости другие элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам). Поскольку ставки сбора в отношении указанной категории товаров были установлены Постановлением № 951, то этот платеж в отношении таких товаров взимается начиная с 07.04.2023.
Пунктом 6 ст. 306 НК контроль за уплатой утилизационного сбора возлагается на налоговые и таможенные органы, при этом их компетенция разграничивается.
Налоговой базой утилизационного сбора признается единица транспортного средства (т.е. самоходная машина и (или) прицеп к ней), признаваемого объектом обложения утилизационным сбором (ст. 303 НК).
Плательщики сбора
В соответствии с частью 1 ст. 300 НК плательщиками (общий вид плательщика) утилизационного сбора признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе указанные лица, применяющие особые режимы налогообложения (далее – плательщик). Для приобретения лицом статуса плательщика утилизационного сбора он должен обладать правом владения, пользования и/или распоряжения объектом обложения утилизационным сбором.
Помимо общего вида плательщика, ч. 2 ст. 300 НК предусматривает и специальный вид плательщика. В частности, плательщиком дополнительно признается организация или физическое лицо, приобретающие в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство, указанное в подп. 1.3–1.5 п. 1 ст. 301 и подп. 1.2 п. 1 ст. 302 НК, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе. Под физическим лицом в данном случае следует понимать и индивидуального предпринимателя. Для того, чтобы стать плательщиком, не обязательно приобрести (т.е. завершить сделку во времени) транспортное средство в собственность. Это действие может продолжаться во времени (например, при наличии рассрочки платежей, коммерческого кредита и т.п.).
Объекты обложения утилизационным сбором
Согласно п. 1 ст. 301 НК, с учетом положений п. 4 ст. 3061 НК при импорте утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство:
- ввезенное в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования и подлежащее таможенному декларированию с целью выпуска в свободное обращение;
- ввезенное в Республику Беларусь и подлежащее таможенному декларированию с целью выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления[5];
- ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
[1] Далее – Постановление № 951.
[3] В ред. от 22.02.2023; далее – Постановление № 4.
[4] в ред. от 30.12.2022; далее – Постановление № 509.
[5] Данный платеж не уплачивается в случае помещения иностранных транспортных средств под иные таможенные процедуры (например, таможенные процедуры таможенного склада, временного ввоза (допуска) и т.д.).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (144), июнь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.