№ 6, июнь 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Особенности утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

А.А. Михайлов, экономист

07.04. 2023 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2022 № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним»[1], которым определены ставки утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним. В статье рассматриваются особенности взимания указанного платежа таможенными органами.

 

Правовая и налоговая база для взимания сбора

 

Правовую базу для взимания утилизационного сбора составляют:

  • глава 28 Налогового кодекса Республики Беларусь[2] (далее – НК);
  • Постановление № 951;
  • постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.02.2014 № 4 «О документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора»[3];
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»[4].

 

Взимание утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним было предусмотрено ст. 301 НК еще в прошлом году. Вместе с тем в соответствии с п. 6 ст. 6 НК при установлении сбора (пошлины) определяются его плательщики, объекты обложения, ставки, сроки уплаты и при необходимости другие элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам). Поскольку ставки сбора в отношении указанной категории товаров были установлены Постановлением № 951, то этот платеж в отношении таких товаров  взимается начиная с 07.04.2023.

 

Пунктом 6 ст. 306 НК контроль за уплатой утилизационного сбора возлагается на налоговые и таможенные органы, при этом их компетенция разграничивается.

 

Налоговой базой утилизационного сбора признается единица транспортного средства (т.е. самоходная машина и (или) прицеп к ней), признаваемого объектом обложения утилизационным сбором (ст. 303 НК).

 

Плательщики сбора

 

В соответствии с частью 1 ст. 300 НК плательщиками (общий вид плательщика) утилизационного сбора признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе указанные лица, применяющие особые режимы налогообложения (далее – плательщик). Для  приобретения лицом статуса плательщика утилизационного сбора он должен обладать правом владения, пользования и/или распоряжения объектом обложения утилизационным сбором.

 

Помимо общего вида плательщика, ч. 2 ст. 300 НК предусматривает и специальный вид плательщика. В частности, плательщиком дополнительно признается организация или физическое лицо, приобретающие в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство, указанное в подп. 1.3–1.5 п. 1 ст. 301 и подп. 1.2 п. 1 ст. 302 НК, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе. Под физическим лицом в данном случае следует понимать и индивидуального предпринимателя. Для того, чтобы стать плательщиком, не обязательно приобрести (т.е. завершить сделку во времени) транспортное средство в собственность. Это действие может продолжаться во времени (например, при наличии рассрочки платежей, коммерческого кредита и т.п.).

 

Объекты обложения утилизационным сбором

 

Согласно п. 1 ст. 301 НК, с учетом положений п. 4 ст. 3061 НК при импорте утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство:

  • ввезенное в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования и подлежащее таможенному декларированию с целью выпуска в свободное обращение;
  • ввезенное в Республику Беларусь и подлежащее таможенному декларированию с целью выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления[5];
  • ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

[1] Далее – Постановление № 951.

[2] Далее – НК.

[3] В ред. от 22.02.2023; далее – Постановление № 4.

[4] в ред. от 30.12.2022; далее – Постановление № 509.

[5] Данный платеж не уплачивается в случае помещения иностранных транспортных средств под иные таможенные процедуры (например, таможенные процедуры таможенного склада, временного ввоза (допуска) и т.д.).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (144), июнь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.