№ 6, июнь 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Установка по использованию отходов: от идеи до эксплуатации

Рубрика «Обращение с отходами»

А.Р. Шахэмиров, специалист в области охраны окружающей среды

Мировая практика обращения с отходами включает в себя различные варианты и процессы, в том числе и вовлечение отходов, как вторичных материальных ресурсов, в хозяйственный оборот с целью рационального использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов.

В последнее время в стране наблюдается активное формирование рынка продукции и услуг в сфере повторного использования отходов. Производственный процесс, предполагающий использование отходов, может быть организован как на стационарной, так и мобильной установке.

В статье рассматривается алгоритм создания установки по использованию отходов, в том числе мобильной, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Республики Беларусь.

Нормативная база

Понятие «использование отходов» закреплено в п. 6 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[1]: это применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.

Общие правила использования отходов установлены в ст. 28 Закона об обращении с отходами, а именно:

  • отходы должны использоваться в соответствии с Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
  • объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
  • эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр таких объектов, не допускается.
Словарь
Акты законодательства
– нормативные правовые акты, составляющие законодательство[2].
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение[3].
Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации – технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций[4].

 

Возможность применения отходов закреплена в различных актах законодательства. В качестве примера можно привести следующие:

  • ГОСТ 1220-76 «Отходы производства шерстяных и полушерстяных материалов сортированные. Технические условия»;
  • ОСТ 4643-75 «Отходы потребления текстильные хлопчатобумажные сортированные. Технические условия»;
  • ГОСТ 33103.1-2017 (ISO 17225-2:2014) «Биотопливо твердое»;
  • ГОСТ 33516-2015 (EN 15359:2011) «Топливо твердое из бытовых отходов. Технические характеристики и классы» и др.

Этап 1: разрабатываем и утверждаем технические условия

В соответствии со сложившейся практикой применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг осуществляется чаще всего на основании технических условий.

Словарь
Технические условия
– технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля[5].

 

Правила разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий утверждены постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.07.2017 № 57[6].

В соответствии с п. 5 Правил № 57 необходимость разработки технических условий определяется юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Разработка технических условий является обязательной в случаях производства продукции, подлежащей реализации, или выполнения работ, оказания услуг, если это предусмотрено законодательными актами или нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь. Принимая во внимание нормы ст. 28 Закона об обращении с отходами, разработка технических условий является обязательной при отсутствии иных  актов законодательства (например ТР, СТБ, ГОСТ и др.).

Согласно п. 6 Правил № 57 технические условия разрабатываются на конкретный тип, марку, модель, вид реализуемой продукции или выполняемую работу, оказываемую услугу.

В соответствующих разделах технических условий должны быть приведены, в частности:

  • требования, нормы и характеристики, определяющие показатели качества, идентификационные признаки, свойства, потребительские, эксплуатационные характеристики продукции и другие технические требования к продукции (выполняемой работе, оказываемой услуге);
  • требования к покупным изделиям (продуктам, материалам, веществам), сырьевым компонентам, используемым в производстве продукции;
  • требования, предупреждающие нанесение вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу, окружающей среде, при эксплуатации (использовании), испытании, хранении, транспортировании и утилизации продукции (выполнении работы, оказании услуги);
  • порядок и условия приемки продукции, работы, услуги, этапы ее контроля на соответствие установленным требованиям.

Технические условия утверждаются руководителем (заместителем руководителя или уполномоченным им должностным лицом) юридического лица Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем.


[1]В ред. от 28.06.2022; далее – Закон об обращении с отходами.

[2]Пункт 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (в ред. от 07.04.2023); далее – Закон о НПА.

[3]Пункт. 8 ст. 2 Закона о НПА.

[4]Пункт 1.27 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (в ред. от 05.01.2022); далее – Закон о техническом нормировании.

[5] Пункт 1.29 ст. 1 Закона о техническом нормировании.

[6] В ред. от 14.01.2022; далее – Правила № 57.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (144), июнь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.