№ 10, октябрь 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Алгоритм действий после поступления на предприятие жалобы на выбросы

Рубрика «Охрана атмосферного воздуха»

С.К. Моисеенко, директор частного предприятия «ПРОМКОМПАНИЯ Консалт»

Как показывает практика, чаще всего граждане жалуются на неприятный запах и (или) густой дым, вызванный работой оборудования и иной техники. Они могут обратиться с вопросами как в компетентные органы, так и на само предприятие. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»[1].

В статье представлен алгоритм действия предприятия, на которое поступила жалоба. 

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

 

В соответствии со ст. 46 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

 

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

Законодательство об охране атмосферного воздуха основывается на Конституции Республики Беларусь и включает и иные акты законодательства, регулирующие отношения в области охраны атмосферного воздуха.

 

Право граждан на благоприятную окружающую среду реализуется соблюдением основных принципов охраны атмосферного воздуха в соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[2]:

  • государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха;
  • обязательность оценки воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при принятии решений об ее осуществлении;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух с учетом требований в области охраны атмосферного воздуха, обеспечения национальной безопасности;
  • платность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • нормирование в области охраны атмосферного воздуха;
  • предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и причинения иного вреда окружающей среде;
  • возмещение вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности;
  • доступность экологической информации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, закрепленной ст. 5–9 Закона об охране атмосферного воздуха.

 

Первоначальные действия предприятия при получении жалобы о загрязнении атмосферного воздуха должны быть направлены на установление действительности факта превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, отходящих от источников выбросов предприятия в атмосферный воздух.

 

Словарь
Загрязнение атмосферного воздуха
– поступление в атмосферный воздух, нахождение и (или) возникновение в нем в результате вредного воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, свойства, место положение или количество которых приводят к отрицательным изменениям качества атмосферного воздуха, в том числе к превышению нормативов в области охраны атмосферного воздуха[3].

 

Для этого необходимо установить соответствие либо несоответствие:

  • фактических концентраций загрязняющих веществ в выбросах предприятия установленным нормативам допустимых выбросов в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • фактических концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны предприятия, на границе ближайшей жилой зоны нормативам качества атмосферного воздуха.

 

ЭТАП 1: ВЫБИРАЕМ НЕЗАВИСИМУЮ ЛАБОРАТОРИЮ

 

Для отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды предприятие привлекает независимую аккредитованную лабораторию.

 

[1] В ред. от 17.07.2023.

[2] В ред. от 17.07.2023; далее – Закон об охране атмосферного воздуха.

[3] Пункт 5 ст. 1 Закона атмосферного воздуха.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (160), октябрь 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.