В последнее время граждане и организации стали активнее участвовать в процедурах обсуждения отчетов об оценке воздействия на окружающую среду
[1]. Чаще всего замечания поступают на электронную почту.
В статье подробно рассмотрен алгоритм работы с замечаниями общественности при проведении процедуры общественных обсуждений отчетов об ОВОС.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Порядок организации и проведения общественных обсуждений отчетов об ОВОС регламентирован Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, учета принятых экологически значимых решений, участия в них юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458[2])[3].
Процедура работы с замечаниями общественности, возобновления общественных обсуждений после их приостановки в целях анализа поступивших замечаний и предложений, внесения изменений в отчет об ОВОС детально не регламентирована Положением № 458. Рекомендации, приведенные в данной статье, основываются на практике участия в общественных обсуждениях отчетов об ОВОС.
К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ
Действующее законодательство, в том числе Положение № 458, не содержит определения терминов «общественность» либо «заинтересованная общественность» применительно к обсуждению отчетов об ОВОС. В процедуре общественных обсуждений отчетов об ОВОС согласно п. 1 Положения № 458 принимают участие юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (заключена в г. Орхусе 25.06.1998)[4], определяет общественность как одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы (п. 4 ст. 2). Заинтересованная общественность согласно п. 5 ст. 2 Орхусской конвенции – это общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе.
Справка
Республика Беларусь вышла из Орхусской конвенции с 24.10.2022 в соответствии со ст. 21 Конвенции и на основании Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2022 № 247 «О выходе Республики Беларусь из международного договора».
В данной статье термин «общественность» используется для обозначения юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в процедуре общественных обсуждений отчетов об ОВОС.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЗАМЕЧАНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Положение № 458 не определяет конкретный порядок работы с замечаниями общественности. При этом указано, что процедура общественных обсуждений отчета об ОВОС включает, среди прочего, обобщение и анализ замечаний и предложений, поступивших от юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения общественных обсуждений отчета об ОВОС, оформление сводки отзывов по результатам общественных обсуждений отчета об ОВОС (подп. 43.5 п. 43 Положения № 458).
[2] В ред. от 12.12.2023; далее – Положение № 458.
[3] См. также: Листопад Ю.В. Общественные обсуждения отчетов об ОВОС // «Экология на предприятии». 2023. № 9. С .хх-хх.
[4] Орхусская конвенция, Конвенция.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 10 (160), октябрь 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.