В статье рассмотрены нововведения в порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и установления нормативов допустимых выбросов, а также даны рекомендации по разработке акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проекта нормативов допустимых выбросов.
С 18.02.2024 вступило в силу постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.12.2023 № 33 «О деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух»[1] (распространяется на отношения, возникшие с 23.01.2024), которым признаны утратившими силу:
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 30 «Об утверждении Инструкции о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.06.2009 № 37 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19.10.2020 № 21 «О нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
- подпункт 1.2 пункта 1 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19.02.2021 № 5 «Об изменении постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».
В тоже время Постановлением № 33 утверждены:
- Положение о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[2];
- Положение о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[3].
Также устанавливаются:
- перечень загрязняющих веществ, суммарных показателей загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
ИЗМЕНИЛИСЬ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
Теперь для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I категории, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[4] проводится 1 раз в 5 лет, а для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к II–IV категории – 1 раз в 10 лет (п. 3 Положения о проведении инвентаризации).
Ранее для действующих стационарных источников выбросов были предусмотрены следующие сроки: 1 раз в 5 лет – для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I–III категориям; 1 раз в 10 лет – для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к IV или V категории.
В первую очередь это связано с изменением подхода к определению категории воздействия.
Обратите внимание
Категории объекта воздействия с 23.01.2024 года определяются в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664
[5].
Ранее категория объекта воздействия рассчитывалась в соответствии с Инструкцией о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 30, ныне утратившим силу.
Согласно п. 6 Положения о проведении инвентаризации с целью получения полных и достоверных исходных данных инвентаризация выбросов проводится в период эксплуатации природопользователем максимального количества источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов. В случае сезонного характера работы источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов инвентаризация выбросов проводится в период их эксплуатации до окончания срока действия акта инвентаризации (п. 7 Положения о проведении инвентаризации).
Например, если у природопользователя основными источниками выбросов являются котлы, служащие источником тепла на нужды отопления, то проводить инвентаризацию следует в отопительный период, кода работает максимальное количество источников выбросов.
Если у природопользователя в эксплуатации находится зерносушильный комплекс, то инвентаризацию выбросов следует проводить в конце лета – начале осени, когда комплекс работает в режиме максимальной производительности. При этом период проведения инвентаризации должен быть выбран до окончания срока действующего акта инвентаризации, не нужно ждать нового «сезона» после истечения действия акта инвентаризации выбросов.
Срок начала действия акта инвентаризации выбросов – это дата его утверждения руководителем организации, указанная на титульном листе документа. Датой окончания действия акта инвентаризации выбросов является дата, уменьшенная на один день через 5 или 10 лет в зависимости от категории объекта.
Например, если руководитель объекта, отнесенного к III категории воздействия, утвердил акт инвентаризации 04.04.2024, то датой окончания будет 03.03.2034.
[1] Далее – Постановление № 33.
[2] Далее – Положение о проведении инвентаризации.
[3] Далее – Положение об установлении нормативов.
[4] Далее – инвентаризация выбросов.
[5] В ред. от 20.12.2023; далее – Постановление № 664.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (153), март 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.