№ 3, март 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос — ответ

Рубрика «Вопрос — ответ»

На вопросы отвечает Г.Н. Ерилин, эколог ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Отходы арендатора и бюджетная организация

В бюджетной организации есть действующее разрешение на захоронение отходов (в нем указаны только отходы самой организации). Часть помещений организация сдает в аренду коммерческой организации. По договору аренды арендатор является собственником образующихся у него отходов и осуществляет обращение с ними в соответствии с требованиями законодательства об отходах. У арендатора также имеется разрешение на захоронение отходов.

Арендатор готов выплачивать бюджетной организации – арендодателю, у которой есть договор со спецавтобазой, компенсацию за вывоз отходов. Уборщики помещений (сотрудники арендодателя) убирают и помещения арендатора, мусор бросают в один и тот же мешок и выбрасывают в контейнеры арендодателя. При этом увеличивать объем вывозимых отходов свыше того, что имеется в разрешении, нельзя, т.к. бюджетная организация не платит экологический налог. А арендатор является плательщиком экологического налога.

Может ли бюджетная организация заключить договор на вывоз и захоронение отхода в количестве, равном сумме объемов, указанных в ее разрешении и в разрешении арендатора, выставляя при этом арендатору к оплате сумму для компенсации затрат? На каких условиях организация может предоставить место для размещения контейнера арендатора?

Вывезти чужие отходы без передачи права собственности можно только по договору перевозки, отдельным рейсом и при наличии договора между полигоном и собственником отходов. Вывоз одной машиной по собственному договору будет в любом случае связан со сменой права собственности. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[1] право собственности на отходы приобретают:

  • производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

Таким образом, размещение отходов арендатора в контейнер арендодателя как раз и будет означать эти «другие действия».

В соответствии с п. 3 ст. 246 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками экологического налога не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случаях приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

Таким образом, можно получить разрешение на захоронение с учетом отходов арендатора, но тогда арендодатель – бюджетная организация станет плательщиком экологического налога на захоронение.

Согласно с п. 5 ст. 17 Закона об обращении с отходами собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами. На каком основании необходимо предоставлять для этого территорию, природоохранным законодательством не установлено – здесь следует руководствоваться требованиями бюджетного, гражданского и иного законодательства (вероятно, безвозмездная передача территории в данном законодательстве не приветствуется).

Экологический налог в смете на ремонт

Как включается экологический налог в акты выполненных работ? Наша организация выполнила текущий ремонт зданий Заказчика по договору. Так как это объект текущего ремонта, работы выполнялись без проекта. В смете к договору изначально была учтена только перевозка отходов на полигон.

Сейчас ЖКХ выставило нам счет на экологический налог. Ранее (по другим аналогичным объектам) такие счета не выставлялись. Хотелось бы получить компенсацию этой суммы от Заказчика. Финансирование осуществлялось за счет собственных средств Заказчика. Можно ли внести изменение в договор по согласованию с Заказчиком и затем внести эту сумму в акт? Как правильно изначально вносить сумму экологического налога в смету на текущий ремонт, если нет проектной сметы и сводного сметного расчета? Если финансирование проводилось за счет бюджетных средств, то кто оплачивает экологический налог за захоронение отходов?  

Так как изменилось законодательство (постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.04.2023 № 39 утверждена новая Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении[2]), экологический налог следует внести в смету. При бюджетном финансировании исключений нет.

В соответствии с п. 9 Инструкции № 39 в локальную смету по текущему ремонту также включаются:

  • средства по уплате обязательных страховых взносов;
  • средства на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные средства при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, средства, связанные с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих-строителей автомобильным транспортом и командированием рабочих-строителей подрядчика (при обосновании);
  • средства на содержание службы заказчика, застройщика;
  • средства на непредвиденные работы и затраты;
  • средства, учитывающие применение прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, оборудования, прочих затрат;
  • средства, учитывающие налоги и отчисления (за исключением средств по уплате обязательных страховых взносов) в соответствии с законодательными актами.

[1] В ред. от 28.06.2022; далее – Закон об обращении с отходами.

[2] В ред. от 27.12.2023; далее – Инструкция № 39.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (153), март 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.