Как правило, субъекты хозяйствования являются собственниками не только отходов, образующихся у них при осуществлении экономической деятельности (производстве продукции, энергии, выполнении работ, оказании услуг), добычи и обогащении полезных ископаемых, но и отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности его работников – отходов потребления (утратившие потребительские свойства средства личной гигиены, остатки пищи, неперерабатываемые упаковочные материалы и др.).
Помимо отходов, образующихся непосредственно на территории нанимателя в период осуществлении трудовой деятельности, некоторые отходы, образующихся у работников в быту, «перекочевывают» в места сбора и временного хранения отходов, организованные нанимателем.
Словарь
Сбор отходов – деятельность по концентрации отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления
[1];
места временного хранения отходов – специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов
[2].
Субъекты хозяйствования, становятся собственниками отходов потребления, образовавшихся в деятельности работников, благодаря, по сути, добровольному отказу последних от права собственности на такие отходы, происходящему в момент помещения их в емкость для сбора и временного хранения отходов нанимателя.
ВИДЫ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ СТАНОВИТСЯ НАНИМАТЕЛЬ
Как правило, в места временного хранения отходов нанимателя поступают:
- отходы, образовавшиеся у работников в быту, для которых нанимателем созданы места сбора и временного хранения, о которых достоверно знают работники;
- предметы и материалы, принадлежащие работникам, решение о переводе которых в разряд отходов возникло у последних в момент нахождения на территории нанимателя.
Наиболее распространенными отходами потребления, образующимися у работников и направляемыми в места сбора и временного хранения отходов нанимателя, являются:
- бумага и картон (макулатура);
- отходы пластмасс (полиэтилен, ПЭТ-бутылки и др.);
- отходы стеклобоя (тара из-под лекарственных средств и пищевой продукции);
- лекарственные средства и фармацевтические препараты с истекшим сроком годности;
- батареи и элементы питания различных моделей отработанные;
- ртутные термометры отработанные;
- утратившая потребительские свойства одежда и обувь.
ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ МЕСТА СБОРА И ХРАНЕНИЯ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОПОЛНЯЮТСЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ?
■ Причина первая: работник обнаружил у себя в сумке, ящике стола, шкафчике для одежды предметы и материалы, которые по каким-то причинам больше не нужны (например, утратили потребительские свойства) и не хочет нести их домой.
Примерами таких отходов являются:
- просроченные лекарственные средства и фармацевтические препараты с истекшим сроком годности, которые легко могут быть выявлены в сумке или портфеле;
- утратившая потребительские свойства одежда и обувь, оставленная на длительное время в шкафчике для рабочей одежды.
Такая ситуация нежелательна для нанимателя, поскольку образовавшиеся отходы могут относиться к видам отходов, которые не внесены в действующую в организации инструкции по обращению с отходами производства. В какую бы емкость для сбора и временного хранения не были помещены такие отходы, данный факт будет являться нарушением подп. 1.1 п. 1 ст. 17 Закона об обращении с отходами, устанавливающего обязанность обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам.
[1] Пункт 29 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (в ред. от 28.06.2022); далее – Закон об обращении с отходами.
[2] Пункт 10 ст. 1 Закона об обращении с отходами.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (154), апрель 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.