№ 5, май 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос — ответ

Рубрика «Вопрос — ответ»

На вопросы отвечает Г.Н. Ерилин, эколог

Необходимо ли менять экологический паспорт предприятия после вступления в силу нового постановления?

Необходимо ли на основании п. 7 новой редакции Инструкции о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25:

  • разработать экологический паспорт по новой форме;
  • утвердить его после 26.04.2024;
  • внести данные за 2023 год (по состоянию на 01.01.2024)?

В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25, в редакции от 01.03.2024, разработка экологического паспорта, а также внесение в него изменений и дополнений осуществляются по состоянию на 1 января года, в котором разрабатывается экологический паспорт или вносятся изменения и дополнения. Внесение изменений и дополнений в экологический паспорт осуществляется ежегодно до 1 марта. Так как новая редакция Инструкции № 25 вступила в силу 26 апреля, она не может распространять свое действие на 1 марта, поэтому изменить форму паспорта будет нужно с 1 марта 2025 года.

Замеры по ненормируемому источнику выбросов

Предприятие эксплуатирует сушильную печь, оснащенную газовыми горелками общей мощностью 249 кВт. Так как валовый выброс объекта воздействия составляет 1,0 т/год, источник не нормирован. Время работы источника согласно акту инвентаризации составляет 2080 ч в год, фактическое время работы согласно журналу ПОД-3 - 1800–1900 ч в год. Подлежит ли данный источник контролю при осуществлении производственных наблюдений и оборудованию местами отбора проб?

В соответствии с п. 121 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т[1], места отбора проб и проведения измерений, в том числе измерительные участки, измерительные порты, рабочие площадки для отбора проб и проведения измерений, и пути перемещения к ним (лестницы или лифты) оборудуются на организованных стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в п. 134  ЭкоНиП 17.01.06-001-2017.

Согласно п. 134 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 в заявки на отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов включаются организованные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

  • основного технологического процесса, оборудования и (или) установок, для которых нормативы (временные нормативы) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в мг/м3;
  • оснащенные газоочистными установками;
  • для которых определены требования в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, за исключением котлов мощностью менее 100 кВт при сжигании газообразного топлива;
  • от иного топливосжигающего оборудования мощностью более 100 кВт.

Таким образом, оборудовать пробоотборные точки необходимо, так как мощность оборудования более 100 кВт.


[1] В ред. от 01.02.2024; далее ЭкоНиП 17.01.06-001-2017.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (155), май 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.