№ 6, июнь 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Являются ли рекомендации по устранению нарушений, выданные контролирующим (надзорным) органом, обязательными для исполнения?

Рубрика «Экологический надзор и контроль»

Д.Л. Дубовец, ведущий инженер по охране окружающей среды ОАО «УКХ «Минский моторный завод»

Рассказываем, в каком случае контролирующие (надзорные) органы могут выдавать рекомендации по устранению нарушений и являются ли они обязательными для применения.

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в Республике Беларусь осуществляется контролирующими (надзорными) органами в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»[1]. Им руководствуются все контролирующие (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением субъектами хозяйствования и гражданами требований законодательства.

 

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МОНИТОРИНГА

Одним из видов мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами в отношении субъектов хозяйствования, является мониторинг. Порядок его проведения определен Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом № 510[2].
 

В соответствии с п. 2 Положения № 510 мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее – субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
 

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
 

Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем.

 

Пример
Решение о проведении мониторинга на предмет установления соответствия деятельности субъекта хозяйствования, расположенного в г. Минске, требованиям природоохранного законодательства может принять как Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды, так и председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
 

[1]В ред. от 01.02.2024; далее – Указ № 510.

[2] Далее – Положение № 510.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (156), июнь 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.