← Назад к номеру журнала
Вопрос — ответ
На вопросы отвечает Г.Н. Ерилин, эколог
Нужно ли согласовывать Акт инвентаризации выбросов трехгодичной давности?
На предприятии имеется Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный 3 года назад. Проекта нормативов допустимых выбросов и разрешения на выбросы нет ввиду малого выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Нужно ли согласовывать уже имеющийся Акт инвентаризации выбросов в территориальных органах Минприроды?
В соответствии с п. 3 Положения о порядке согласования актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664[1], юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов и (или) их совокупности, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании, либо его представитель обращается в орган согласования по месту государственной регистрации заявителя для получения заключения о согласовании акта инвентаризации выбросов в случаях, указанных в части второй п. 3 ст. 38 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[2]. В соответствии с данным пунктом акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год, подлежит согласованию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
При этом в соответствии с п. 1, 2 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»[3] нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц. Нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу. Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Таким образом, если на дату утверждения акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласования акта не требовалось, сейчас нет необходимости это делать.
[1] В ред. от 20.12.2023.
[2] В ред. от 17.07.2023.
[3] В ред. от 17.07.2023.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (158), август 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.