№ 9, сентябрь 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Актуальные вопросы формирования и ведения государственного реестра экологической информации

Рубрика «Школа эколога»

О.Л. Захарова, старший научный сотрудник отдела международного научного сотрудничества и климата Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия «Бел НИЦ «Экология»

Одним из неотъемлемых условий реализации права человека на благоприятную окружающую среду является обеспечение доступа к экологической информации.

Экологическая информация является основой для принятия решений, касающихся окружающей среды, и с каждым годом доступ к ней приобретает все большее значение. В республике ведется планомерная работа по совершенствованию правовых основ доступа к экологической информации, сокращению усилий по ее поиску. Сводные экологические метаданные  содержатся в Государственном реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Основные принципы и подходы в обеспечении права на благоприятную окружающую среду впервые декларативно были закреплены в 1992 году на конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Десятый принцип Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию гласит, что «на национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности».

Право на доступ к экологической информации закреплено как в международных документах, так и в национальном законодательстве Республики Беларусь.

Требования по обеспечению доступа к экологической информации содержатся в большинстве международных природоохранных договоров, стороной которых является Республика Беларусь:

  • Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001;
  • Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. и Протокола по проблемам воды и здоровья к ней,
  • Картахенского протокола по биобезопасности от 19.01.2000 к Конвенции о биологическом разнообразии от 05.06.1992;
  • Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий от 17.03.1992 и др.

На национальном уровне право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды закреплено в ст. 34 Конституции Республики Беларусь.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР И РЕЕСТРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Основные правовые нормы, регулирующие определение, предоставление и распространение экологической информации, сосредоточены в Законе Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1].

В соответствии со ст. 14 Закона об ООС право физических лиц на благоприятную окружающую среду обеспечивается в том числе обязанностью обладателей экологической информации предоставлять и распространять такую информацию в соответствии с указанным Законом и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь.

Ныне действующая редакция Закона об ООС существенно изменила терминологию: сводный реестр экологической информации государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее трансформирован в государственный реестр экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее[2], а также был расширен перечень обладателей экологической информации, ведущих реестры экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее[3].

Словарь
Обладатель экологической информации
– это государственный орган, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация[4].
Экологическая информация – информация о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь[5].

[1] В ред. от 17.07.2023; далее – Закон об ООС.

[2] Далее – государственный реестр.

[3] Далее – реестры экологической информации.

[4] Пункт 19 ст. 1 Закона об ООС.

[5] Пункт 42 ст. 1 Закона об ООС.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (159), сентябрь 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.