№ 9, сентябрь 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Как вести учет выбросов летучих органических соединений?

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Д.И. Сидоров, заместитель директора ООО «Экопункт»

Как вести учет выбросов летучих органических соединений: по индивидуальным веществам или по общему органическому углероду?

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1]).

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[2] учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в соответствии с требованиями, установленными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках.

Справка
Для отражения экологической информации в области охраны атмосферного воздуха, учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов применяются формы учетной документации в области охраны окружающей среды[3], установленные экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.12.2022 № 32-Т[4].

 

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основании разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, ежегодно представляют в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ведомственную отчетность о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха (п. 2 ст. 34 Закона об охране атмосферного воздуха).

В свою очередь, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух получают природопользователи на основании проекта нормативов допустимых выбросов[5]. ПНДВ разрабатываются в соответствии с Положением о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.12.2023 № 33[6].

Согласно п. 12 Положения о порядке установления НДВ для летучих органических соединений, для которых ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 определены нормы выбросов по концентрации загрязняющих веществ в выбросах, норматив выбросов устанавливается в пересчете на общий органический углерод.

На основании п. 134 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т[7], проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов осуществляется для основного технологического процесса, оборудования и (или) установок, для которых нормативы (временные нормативы) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в мг/м3, а также для которых определены требования в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, коим является ЭкоНиП 17.08.06-001-2022.

Таким образом, учет выбросов летучих органических соединений может осуществляться по двум сценариям.


[1] В ред. от 17.07.2023.
[2] В ред. от 17.07.2023; далее – Закон об охране атмосферного воздуха.
[3] Далее – формы ПОД.
[4] В ред. от 27.12.2023; далее – ЭкоНиП 17.08.06-001-2022.
[5] Далее – ПНДВ.
[6] Далее – Положение о порядке установления НДВ, Постановление № 33 соответственно.
[7] В ред. от 01.02.2024.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (159), сентябрь 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.