№ 12, декабрь 2025

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Платежи в сфере охраны окружающей среды

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

А.А. Михайлов, эколог

Одним из экономических методов снижения рисков в области экологической безопасности является введение различного рода налогов и сборов. Рассказываем, какие платежи в сфере охраны окружающей среды должны уплачивать организации и индивидуальные предприниматели.

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Взимание налогов, сборов определено положениями следующих нормативных правовых актов, принятых в Республике Беларусь:

  • Налогового кодекса Республики Беларусь[1];
  • Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[2];
  • Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»[3];
  • Указа Президента Республики Беларусь от 10.01.2020 № 9 «О налогообложении»[4];
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 «Об утилизации транспортных средств»[5];
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2022 № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним»[6] ;
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «Об обращении с отходами товаров и упаковки»[7].

В соответствии со ст. 6 НК налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. В свою очередь, сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий.

При этом не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства. Соответственно, плата за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, образующихся после утраты ими потребительских свойств, взимаемая в порядке, определенном Указом № 16, не относится к категории налогов, сборов (пошлин).

Положениями НК установлены экологический налог и утилизационный сбор.

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

 

Плательщики налога

Согласно п. 1 ст. 246 НК плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем бюджетные организации, организации – плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции, плательщики единого налога и иные физические лица, а также организации на упрощенной системе налогообложения экологический налог не уплачивают (п. 3 ст. 246, подп. 1.4 п. 1 ст. 326, подп. 1.3 п. 1 ст. 336 НК, подп. 5.4 ст. 347 НК). Однако при приобретении права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения эти субъекты будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства. Дополнительно плательщиками экологического налога признаются организации, осуществляющие транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов магистральными трубопроводами транзитом (п. 3 Указа № 9).

 

 

Объекты налогооблажения

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) суммарные показатели таких загрязняющих веществ, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
  • хранение отходов производства;
  • захоронение отходов производства или использование отходов производства в качестве изолирующего слоя на объектах захоронения отходов (п. 1 ст. 247 НК).

В соответствии с п. 2 Указа № 9 объектом налогообложения экологическим налогом признана транспортировка по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом.


[1] Далее – НК

[2] В ред. от 29.12.2023; далее – Закон об обращении с отходами.

[3] В ред. от 31.07.2025; далее – Указ № 16.

[4] В ред. от 18.02.2022; далее – Указ № 9.

[5] В ред. от 28.01.2025.

[6] В ред. от 28.01.2025.

[7] В ред. от 18.09.2025.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 12 (174), декабрь 2025 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.