№ 2, февраль 2025

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Обжалование решений контролирующих органов

Рубрика «Экологический надзор и контроль»

А.А. Михайлов, экономист

Обжалование решений контролирующих органов в области охраны окружающей среды является значимым инструментом защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

 

Порядок обжалования решений государственных органов установлен как в нормативных правовых актах, определяющих деятельность указанных органов, так и в правовых актах, определяющих порядок проведения проверок субъектов хозяйствования, а также порядок привлечения их, например, к административной ответственности.

 

При этом следует взвешенно подходить к вопросу обжалования решений, поскольку этот процесс всегда связан с финансовыми затратами. Отмена решения по формальным признакам (например, не соблюдена форма решения, неверно указаны ссылки на нормативные правовые акты) даст только моральное удовлетворение, но не стратегический результат (отмену необходимости уплаты штрафов и погашения ущерба). При принятии решения об обжаловании решения также следует учитывать последствия (правовые, социальные, репутационные) указанных действий для организации. Окончательное решение об обжаловании того или иного решения всегда лежит на руководителе (собственнике) предприятия.

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ МИНПРИРОДЫ, ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

Право на обжалование решений Минприроды и его территориальных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и порядок такого обжалования закреплены в ст. 99 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1]. Решения Минприроды и его территориальных органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу этого органа) и (или) в суд.

 

Наряду с этим, в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»[2] обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

  • в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
  • в других организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций.

[1] В ред. от 17.07.2023.

[2] В ред. от 14.11.2023; далее – Указ № 498.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (164), февраль 2025 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.