С учетом результатов обсуждения на заседании Координационного совета по вопросам обращения с отходами, состоявшемся 15 ноября 2024 года, ситуаций, возникающих в хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при обращении с отходами, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разъясняет следующие вопросы по применению положений Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
[1].
1. Определение алгоритма (методики) работы организаций-перевозчиков отходов по «сбору, вывозу и передаче»[2] на захоронение отходов производства, в том числе опасных отходов и отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), без передачи права собственности на такие отходы
Перевозка отходов производства, в том числе отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, для передачи на объект захоронения отходов[3] без перехода права собственности на такие отходы может производиться одним из следующих способов:
1) заключение производителем отходов[4] гражданско-правового договора[5] на оказание услуги по перевозке отходов с организацией, оказывающей услуги по перевозке отходов[6], в котором целесообразно предусмотреть условия, определяющие порядок передачи отходов на полигон, то есть субъекту хозяйствования, эксплуатирующему полигон[7], условия заключения договора с Собственником полигона, а также:
- условия по:
- графику перевозки отходов Производителя на полигон;
- количеству отходов, предполагаемых к перевозке на захоронение;
- ежеквартальному предоставлению Перевозчиком Производителю информации о фактическом количестве отходов, переданных на захоронение, с учетом результатов взвешивания отходов на полигоне на основании перерасчета и последующего распределения переданных на захоронение отходов в разрезе по Производителям (собственникам) отходов, в тех случаях, когда в одном транспортном средстве находились отходы более чем одного Производителя;
- порядок взаимодействия Перевозчика с Собственником полигона целесообразно установить в договоре, заключаемом между ними, определив в нем один из способов регулирования отношений, связанных с захоронением отходов Заказчика в рамках заказанной услуги у Перевозчика: это заключение одного гражданско-правового договора с Собственником полигона с указанием в нем всех Заказчиков, которым оказываются услуги по перевозке отходов, либо заключение договора с Собственником полигона по каждому Заказчику в отдельности. В этом случае такие договоры заключаются на основании уполномочивания (поручения) Производителем Перевозчика на заключение от его имени договора с Собственником полигона, а также на оплату услуги по захоронению отходов и суммы экологического налога за захоронение отходов производства;
2) заключение трехстороннего договора между Производителем, Перевозчиком и Собственником полигона на условиях, указанных выше;
3) в случае, если Собственник полигона осуществляет перевозку отходов с целью захоронения на эксплуатируемом им полигоне – заключение с Производителем (собственником) отходов договора на выполнение услуги по перевозке и захоронению отходов.
Аналогичным образом могут быть урегулированы отношения, связанные с передачей (перевозкой) на захоронение опасных отходов.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства согласно п. 2 ст. 246 Налогового кодекса Республики Беларусь[8] признаются собственники отходов производства.
При этом экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п. 4 ст. 251 НК).
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов на захоронение (ст. 248 НК).
Обратите внимание
С учетом информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь следует учитывать, что п. 2 ст. 42 НК право исполнить налоговое обязательство за плательщика предоставлено любому лицу, однако п. 2 ст. 252 НК предусмотрены особенности по уплате экологического налога за захоронение отходов производства в бюджет.
В соответствии с п. 2 ст. 252 НК исполнение налогового обязательства плательщика по уплате экологического налога за захоронение отходов производства в бюджет возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства. Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов производства не в бюджет, а владельцам объектов захоронения отходов отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из вышеизложенного, нормы п. 2 ст. 42 НК при перечислении экологического налога за захоронение отходов производства плательщиком этого налога владельцу объекта захоронения отходов производства не применяются.
[1] В ред. от 29.12.2023; далее – Закон об обращении с отходами.
[2] Далее – передача.
[3] Далее, если не указано иное, – полигон.
[4] Далее – Производитель.
[5] Далее – договор.
[6] Далее – Перевозчик.
[7] Далее – Собственник полигона.
[8] Далее – НК.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (164), февраль 2025 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.