В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся на практике случаи, когда проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе. Выявление и определение необходимости направления проекта на государственную экологическую экспертизу на первых стадиях проектирования позволит организации сэкономить не только время, но и финансовые вложения в строительство проектируемого объекта.
Разработка проектной документации – сложный и длительный процесс, который требует в том числе наличия в проектной организации необходимых аттестатов соответствия, выданных уполномоченными органами, целого ряда специалистов в разных областях проектирования, соответствующего программного обеспечения и т.д. Однако для большинства проектируемых объектов только разработки проекта недостаточно для реализации проектных решений. Для возможности строительства (возведения, реконструкции, модернизации и пр.) объекта в большинстве случаев требуется прохождение экспертизы.
В ряде случаев проектная документация кроме государственной строительной экспертизы подлежит государственной экологической экспертизе[1]. Выявлять необходимость прохождения ГЭЭ рекомендуется на самых первых стадиях проектирования. Это особенно важно при необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду[2] для проектируемого объекта, поскольку данная работа требует проведения общественных обсуждений, что значительно влияет на срок разработки всей проектной документации. А если проектная организация не определила необходимость ГЭЭ вовремя и проектная документация поступила на строительную экспертизу, есть вероятность получения отрицательного заключения по такому проекту (в том случае, если проектная организация не предоставит положительное заключение ГЭЭ в сроки проведения строительной экспертизы).
Полный перечень объектов, проведение ГЭЭ проектной документации по которым является обязательным условием для реализации проектных решений, приведен в ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»[3].
В статье рассматриваются только те случаи, при которых проектная документация (архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты) объектов, указанных в ст. 7 Закона о ГЭЭ, а также объектов в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, подлежит государственной экологической экспертизе (они перечислены в подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Закона о ГЭЭ).
Объекты ГЭЭ, указанные в подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Закона о ГЭЭ, можно разделить на две группы:
- архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в ст. 7 Закона о ГЭЭ;
- архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство, хранение товаров, и (или) объектов для получения электрической, тепловой энергии в границах природных территорий, подлежащих специальной охране.
ПРОЕКТЫ НА ВОЗВЕДЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЮ, МОДЕРНИЗАЦИЮ, ТЕХНИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ ОБЪЕКТОВ, УКАЗАННЫХ В СТ. 7 ЗАКОНА О ГЭЭ
В ст. 7 Закона о ГЭЭ приведен перечень объектов, для которых проводится ОВОС. Следовательно, для проектной документации на возведение, а также реконструкцию, модернизацию и техническую модернизацию объектов, указанных в данной статье, требуется не только проведение ОВОС, но и прохождение ГЭЭ.
[3] В ред. от 17.07.2023; далее – Закон о ГЭЭ.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (165), март 2025 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.