№ 3, март 2025

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Профилактика нарушений природоохранного законодательства

Рубрика «Экологический надзор и контроль»

А.А. Михайлов, экономист

Соблюдение природоохранного законодательства является одной из наиболее значимых задач для экологических служб предприятий в условиях растущей антропогенной нагрузки на окружающую среду. Профилактика нарушений позволяет не только избежать негативных правовых последствий, но и минимизировать негативное воздействие на экосистемы. В статье рассматриваются меры, которые помогут экологическим службам предприятий снизить риски нарушений и повысить уровень экологической безопасности.

 

 

НАЧНЕМ С ТЕРМИНОЛОГИИ

 

Вопросам профилактики правонарушений, в т.ч. в области охраны окружающей среды, на уровне государства уделяется значительное внимание. В частности, в нашей стране принят Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»[1].

 

Словарь
Правонарушение
 - противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;
профилактика правонарушений – деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с Законом о профилактике и другими актами законодательства[2].

 

Субъектами профилактики правонарушений являются:

  • органы прокуратуры;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
  • общественные объединения и иные организации.

Очевидно, что Минприроды, подчиненные ему территориальные органы и организации также относятся к субъектам профилактики правонарушений.

 

Мерами общей профилактики правонарушений, среди прочего, являются:

  • правовое просвещение граждан;
  • внесение представлений, вынесение предписаний;
  • иные меры, предусмотренные законодательными актами.

 

Справка
Под правовым просвещением граждан понимается формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

 

 

ПОЛУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК МЕРА ОБЩЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ

 

Одной из мер, которые следует отнести к мерам общей профилактики, является получение актуальной экологической информации работниками организации, в ведении которых находятся вопросы охраны окружающей среды.

 

Справка
Экологическая информация в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[3] включает в себя довольно широкий спектр сведений. К ней относятся сведения:
• о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, биотопов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами;
• о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
• о решениях государственных органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной;
• об актах законодательства, о программах и мероприятиях по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, планах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
• о состоянии здоровья и безопасности физических лиц, об условиях их жизни, о состоянии объектов культурной инфраструктуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные в абзацах третьем–пятом п. 1 ст. 20 Закона об ООС;
• об экосистемных услугах;
• другие сведения, определяемые иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

 


[1] В ред. от 08.07.2024; далее – Закон о профилактике.

[2] Статья 1 Закона о профилактике.

[3] В ред. от 17.07.2023; далее – Закон об ООС.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (165), март 2025 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.