Глобальное изменение климата на Земле является одной из самых важных проблем, волнующих современное человечество. В результате антропогенной деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что усилило естественный парниковый эффект, повлекший дополнительное потепление поверхности и атмосферы Земли и неблагоприятное воздействие на экосистемы и человечество.
По данным Организации Объединенных Наций (ООН), начиная с 1980-х годов, каждое десятилетие было теплее предыдущего, при этом последнее десятилетие полностью вошло в десятку самых теплых лет, побив серию температурных рекордов, а 2024 год стал самым теплым за всю историю инструментальных наблюдений. Средняя глобальная температура поверхности Земли в 2024 году была на 1,55 °С выше среднего значения за период 1850-1900 гг
[1]. В Беларуси сложилась аналогичная картина, и 2024 г. стал самым теплым
[2].
Повышение температуры меняет погодные условия и нарушает обычный природный баланс. В последние годы в различных уголках мира участились такие явления как штормы, ураганы, сели и наводнения, оползни, засухи, лесные пожары и т.д., что оказывает значительное негативное воздействие на экономику, здоровье и социальное благополучие людей, окружающую среду, ставит под угрозу исчезновения большое количество видов флоры и фауны.
В статье рассказывается об экономических механизмах регулирования выбросов парниковых газов
[3], а именно о системе торговли квотами на выбросы ПГ
[4] и углеродном налоге, существующем в других странах, а также механизмах, предусмотренных ст. 6 Парижского соглашения, и о том, какие меры принимаются в Республике Беларусь в этом направлении.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Для стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему, была принята Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992)[5], которая в настоящее время является правовой основой международного взаимодействия по вопросам изменения климата.
В развитие Рамочной конвенции 11.12.1997 в г. Киото был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции[6], обязывающий стороны КП, которые включены в Приложение В к этому протоколу, ограничить или сократить выбросы парниковых газов в первом периоде действия обязательств с 2008 по 2012 годы, а для сторон Дохийской поправки к КП – во втором периоде, с 2013 по 2020 годы.
В целях активизации международных усилий по достижению конечной цели РКИК ООН после 2020 года на Конференции Сторон РКИК ООН 12.12.2015 было принято Парижское соглашение по климату[7]. Документ устанавливает долгосрочную температурную цель, которая заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 оС сверх доиндустриальных уровней и приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 оС, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата.
В ПС говорится, что страны стремятся достичь нетто-углеродной нейтральности – сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века (п. 1 ст. 4).
В связи с этим как развитые, так и развивающиеся страны стали прорабатывать инициативы по введению или ужесточению различных ограничительных мер, без которых достижение климатических целей обеспечить невозможно.
[2] Источник Данные отдела изучения изменений климата службы метеорологического и климатического мониторинга Белгидромета, https://1prof.by (короткая ссылка https://clck.ru/3MGh3T).
[4] Далее – СТК.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (168), июнь 2025 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.