№ 7, июль 2025

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Удаление и пересадка объектов растительного мира

Рубрика «Растительный мир»

А.А. Михайлов, экономист

Удаление объектов растительного мира регулируется природоохранным законодательством, поскольку связано с нанесением определенного ущерба окружающей среде. В статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования порядка проведения таких работ.

 

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

 

Порядок удаления объектов растительного мира регулируется положениями следующих нормативных правовых актов:

  • Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»[1];
  • Положения о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь   от  25.10.2011 № 1426[2];
  • Положения о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий, утвержденного Постановлением  № 1426[3];
  • Регламента административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.34.1 «Получение разрешения на удаление или пересадку объектов растительного мира»[4], утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей  среды   Республики   Беларусь   28.01.2022 № 16[5].

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ, ПЕРЕСАДКИ ОРМ

 

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о РМ удаление, пересадка ОРМ могут осуществляться на основании:

  • утвержденной в установленном законодательством порядке проектной документации;
  • разрешения местного исполнительного и распорядительного органа, администрации государственного учреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»[6];
  • решения государственного органа об изменении или снятии установленных в соответствии с Законом о РМ и иными законодательными актами ограничений или запретов;
  • утвержденных в установленном порядке мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • заключения о признании дерева опасным;
  • акта о наличии места произрастания деревьев, кустарников, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию;
  • предварительного уведомления местного исполнительного и распорядительного органа, администрации парка о планируемых удалении, пересадке объектов растительного мира;
  • на иных основаниях, предусмотренных Законом о РМ и иными законодательными актами.

 

Обратите внимание
Резиденты свободной экономической зоны (СЭЗ) не осуществляют компенсационные посадки и компенсационные выплаты стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира (подп. 1.12 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь»[7]).

[1] В ред. от 04.01.2022; далее – Закон о РМ.

[2] В ред. от 27.08.2024; далее – Положение № 1426, Постановление № 1426 соответственно.

[3] Далее – Положение о компенсациях.

[4] Подпункт пункта единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 (в ред. от 13.03.2025).

[5] В ред. от 24.02.2025; далее – Регламент № 16.

[6] Далее – парк, администрация парка соответственно.

[7] В ред. от 30.12.2022.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (169), июль 2025 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.