№ 12, декабрь 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Организация хранения химических веществ в резервуарах

Рубрика «Фотофакт»

О.М. Сиротина, эксперт-аудитор по качеству в области сертификации СУОС органа по сертификации систем управления окружающей средой БНТУ

Под резервуарами понимается стационарный сосуд, предназначенный для хранения газообразных, жидких и других веществ, под резервуарным парком — группа резервуаров, предназначенных для выполнения технологических операций приема, хранения и выдачи (откачки) нефти и нефтепродуктов, размещенных на территории, ограниченной по периметру обвалованием или ограждающей стенкой при наземном хранении, дорогами или противопожарными проездами при подземном хранении.

 Общие требования к организации хранения химических веществ в резервуарах

 Хранение химических веществ (нефти и нефтепродуктов) в резервуарах должно быть организовано с соблюдением следующих общих требований:

  • все резервуары должны устанавливаться по разработанным проектам, на каждый резервуар разрабатывается паспорт, в эксплуатацию принимаются резервуары только по решению комиссии;
  • соединения, оборудование резервуаров должно быть герметичным, исправным;
  • расстояние от резервуаров до производственных зданий и иных сооружений и производственных объектов, дорог должно соответствовать установленным нормативам;
  • резервуары и оборудование, установленное на резервуарах, обрабатываются антикоррозионным покрытием; антикоррозионное покрытие должно быть устойчиво к хранимому веществу, к воздействию атмосферных осадков, солнечных лучей, воздействию высоких температур при пропарке или дегазации резервуаров. Для защиты от солнечных лучей резервуары окрашиваются в светлые тона;
  • на резервуары наносится маркировка в соответствии с ГОСТ 1510-84 (порядковый номер резервуара, наименование хранящегося в нем нефтепродукта, значение базовой высоты и максимального уровня наполнения, надпись «с понтоном»);
  • резервуары устанавливаются на основание, которое должно быть защищено от размыва атмосферными водами (обеспечивается отвод сточных вод с площадки резервуарного парка). Не допускается погружение нижней части резервуара в грунт и скопление дождевой воды по контуру резервуара;
  • при эксплуатации резервуаров обеспечивается подогрев хранимых вязких нефтепродуктов (в холодное время года);
  • резервуары оснащаются приборами и средствами автоматики;
  • на площадке внутри обвалования организовывается регулируемая ливневая канализация для отвода сточных вод, выпуск оборудуется затвором с заглушкой.

С территории резервуарного парка в производственно-дождевую канализацию отводятся сточные воды:

  • подтоварные воды, которые скапливаются на дне резервуара при хранении нефти;
  • атмосферные воды;
  • воды, расходуемые на охлаждение резервуаров во время пожаров.
Поэтому вполне понятна глобальная тенденция к увеличению инвестиций в сектор возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ), что соответствует конвенциям в области охраны окружающей среды, особенно Рамочной конвенции ООН об изменении климата[1]. Это также является одним из приоритетов энергетической политики Республики Беларусь.

Для национальной экономики Беларуси очень актуально использование альтернативных источников энергии, повышение энергоэффективности и диверсификация источников энергоснабжения. В то же время газ занимает важное место среди энергоносителей, необходимых для эффективной работы нашей экономики.

В современном мире понятие «устой­чивое развитие» тесно связано с понятием «энергетическая безопас­ность». Объясняется это рядом причин:

  • возрастающими потребно­стями интенсивно развивающейся ми­ровой экономики во все больших объе­мах энергоресурсов;
  • ограниченными за­пасами таких ресурсов в самих экономи­чески развитых государствах;
  • прогнози­руемыми перспективами истощения их запасов в мире и отдельных государ­ствах[2].

Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом как потенциально эффективный механизм сбалансированного решения экологи­ческих, социальных и экономических проблем, в том числе обеспечения энер­гетической безопасности.

Одним из методов достижения задач, декларированных в принципах устойчивого развития, является диверсификация традиционной энергетики, энергетики углеводородов.

Основой диверсификации должно стать широкомасштабное использование энергии возобновляемых источников.

В концепции энергетической безопасности и энергетической независимости Беларуси предусмотрен комплекс мер по диверсификации топливно-энергетического баланса страны. Признано экономически целесообразным в сложившихся условиях зависимости от поставок природного газа и нефти значительно увеличить использование местных видов топлива, а также ВИЭ.

Следуя общемировым тенденциям в сфере энергосбережения и использования альтернативных источников энергии, Республика Беларусь подготовила правовую основу и дополнительные стимулы для производства электроэнергии из ВИЭ.

Основными руководящими и программными документами в области повышения энергоэффективности и энергосбережения являются:

  • Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства».
  • Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433).
  • Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 1076 с последующими изменениями и дополнениями).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 12 (18), декабрь 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.