№ 8, август 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Обучение по охране окружающей среды в организациях

Рубрика «Практикум»

Ю.Н. Тысевич, эколог

Просвещение работников в области ООС в организации должно осуществляться посредством распространения знаний о воздействии производства продукции, работ, услуг организации на ОС, в т.ч. распространения информации о состоянии ОС в зоне воздействия организации, осуществляемой организацией природоохранной деятельности, рациональном использовании природных ресурсов и требованиях природоохранного законодательства Республики Беларусь.

Экологическая служба (инженер по ООС) организации играет основную роль в осведомлении работников, формировании у них экологической культуры, воспитании бережного отношения к ОС. Задача такой службы заключается в разъяснении работникам основных целей экологической политики организации, достижение которых поможет предотвратить загрязнение ОС, а также снизить воздействие на ОС в процессе производственной деятельности.

Виды и формы обучения

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

Обучение вне рабочего места включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации. Главный минус этой формы обучения состоит в том, что работник отвлекается от своих прямых обязанностей во время учебы и организация несет большие затраты на обучение.

Обучение на рабочем месте (в пределах организации) без отрыва от производства может проводиться как в самом подразделении, так и в организации.

Можно выделить следующие возможные формы обучения вне работы и на рабочем месте:

  • внешние учебные курсы, конференции, семинары, зарубежные тренинги и стажировки;
  • семинары, лекции, организованные на рабочих местах и в учебных центрах (клас-ах) силами специалистов самой организации;
  • проведение всех видов инструктажей;
  • самостоятельное изучение НПА и ТНПА (систематическое самостоятельное обучение);
  • семинары, лекции, организованные с приглашением специалистов сторонних компетентных организаций;
  • демонстрация учебных видеоматериалов;
  • издание и распространение информационных бюллетеней;
  • любая текущая информация по экологическим проблемам.

Преимущества и недостатки различных форм обучения, а также возможность их совмещения определяет сама организация.

Экологическое обучение персонала осуществляется в учебных заведениях подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, учебном классе предприятия и непосредственно в структурных подразделениях организации.

В настоящее время одним из недостатков обучения в сторонних организациях является отрыв работников организации от производства. Поэтому целесообразно направить на внешнее обучение по тому или иному вопросу в области ООС от организации одного специалиста (например, по вопросу организации работ по технической эксплуатации газоочистных установок). Обученный сотрудник сможет в качестве лектора провести внутреннее обучение остальных заинтересованных работников организации по изученному вопросу в области ООС. Некоторые специализированные организации проводят обучение групп работников на территории предприятия, что выгодно как с экономической, так и с производственной точек зрения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (14), август 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.