№ 1, январь 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Локальный мониторинг подземных вод на объектах обезвреживания, хранения и захоронения отходов

Рубрика «Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение»

М.А. Ересько, заведующая сектором локального мониторинга РУП «Бел НИЦ "Экология"»

Общие сведения

 Основной закономерностью развития общества и интенсификации производства является увеличение общего объема отходов, а также усложнение химического состава. Разнообразие образующихся отходов позволяет дифференцировать их по различным классификационным признакам: происхождение (отходы производства, отходы потребления), агрегатное состояние (твердые, жидкие), степень опасности (опасные, неопасные), возможность использования (вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления). Объективная необходимость унификации подходов к обращению с отходами обусловила создание и введение в действие Классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь.

В статье 4 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» с последующими изменениями и дополнениями обозначены основные принципы в области обращения с отходами. Среди прочего установлены следующие приоритеты:

  • · использование отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности;
  • · обезвреживание отходов по отношению к их захоронению.

Однако практика показывает, что, несмотря на установленные принципы, природопользователи зачастую выбирают наиболее простой и наименее затратный способ обращения с отходами (например, песком, загрязненным мазутом, маслами либо бензином, грунтом, загрязненным нефтепродуктами) — захоронение на полигонах.

 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

 - Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение)

- Инструкция о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция)

- Перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 мая 2007 г. № 67, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Перечень)

 Разработаны реестры объектов по использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению отходов. Так, перечень объектов по использованию отходов содержит более 4,5 тыс. наименований структурных подразделений (цехов), использующих собственные и/или принимающих от других природопользователей отходы для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень объектов обезвреживания отходов включает более 200 наименований объектов, функционирование которых, в соответствии с п. 12 ст. 1 Закона, не связано с их использованием и направлено на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом с целью уменьшения объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов). Анализ содержания документа показал, что наиболее распространенным способом обезвреживания отходов является их сжигание (термическое обезвреживание).

В Перечень объектов хранения и захоронения отходов включены: 161 объект захоронения отходов (полигоны твердых коммунальных отходов), 467 объектов хранения и захоронения собственных отходов производства (золоотвалы, иловые площадки, контейнеры, отстойники, очистные сооружения, отвалы, полигоны промышленных отходов, песковые площадки, площадки хранения, поля фильтрации, резервуары, склады, шламоотвалы, шламонакопители и др.), 3735 мини-полигонов. При этом хранение и захоронение принципиально различаются по цели и времени содержания отходов. Так, согласно п. 34 Закона хранение отходов временно и предполагает их содержание в местах временного хранения отходов либо на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов. Захоронение отходов, в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона — изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.

 

Состав объектов обезвреживания, хранения и захоронения отходов

В соответствии с Перечнем локальный мониторинг подземных вод осуществляется на 243 объектах обезвреживания отходов, хранения и захоронения отходов площадью более 25 м2 и (или) мощностью свыше 5 тыс. м3/год, в т.ч. очистных сооружениях мощностью 50 тыс. м3/сутки и более, имеющих иловые площадки и площадки хранения осадка (табл. 1).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 1 (19), январь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.