Постановления № 40 и 79 и приказ регламентируют учет и обращение с ОРМ, постановление № 1426 регламентирует удаление ОРМ, а последующие три документа содержат информацию об ОРМ в некоторых разделах.
Типичные ошибки при учете ОРМ по постановлению № 79
Согласно п. 4 постановления № 79 учет осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, документов, удостоверяющих право на земельный участок, и иных документов. То есть инвентаризация ОРМ проводится в границах земельного участка, отведенного землепользователю. Типичны ситуации, когда районные органы исполнительной власти обязывают предприятия осуществлять уборку прилегающей территории на основании Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к условиям труда работников и содержанию производственных предприятий», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 98, а также пытаются передать в ведение предприятий и вопрос инвентаризации ОРМ на этой территории, что является ошибочным. Согласно ст. 65 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» с последующими изменениями и дополнениями пользователи ОРМ, земельных участков или водных объектов обязаны вести учет ОРМ и обращения с ними, т.е. учет осуществляется землепользователем в пределах границ землепользования.
Учет проводится посредством обследования каждого ОРМ согласно п. 5 постановления № 79. Следующая ошибка связана с неполным учетом ОРМ (например, на территории предприятия расположен лесной массив, и по распоряжению главного инженера его решили «пока не учитывать»). Соответственно, предприятие получило фактически недостоверный документ по итогам инвентаризации ОРМ.
Третья ошибка — периодичность проведения учета. Согласно п. 7 постановления № 79 плановые работы проводятся раз в пять лет (а не ежегодно, как было в старой редакции постановления от 28 декабря 2006 г.), а внеплановые — в совершенно конкретных случаях: при «внеплановом» повреждении ОРМ либо при изменении границ землепользования. В случае удаления ОРМ в соответствии с законодательством об охране растительного мира вся информация отражается в рабочем дневнике и на плане.
Еще более серьезная ошибка — попытки удалить ОРМ до проведения учета, мотивированные тем, что пока ОРМ не на учете, их можно удалять без разрешения. Законодательство об охране растительного мира действует независимо от того, проведена инвентаризация ОРМ или нет, и штрафные санкции также применяются в полном объеме.
При проведении учета ОРМ устанавливается площадь земельного участка (как отмечалось ранее — на основании земельно-кадастровой документации), в границах которого проводится учет. Случается, что границы, обнесенные забором, не совпадают с границами по акту землепользования — учет проводится в пределах границ землепользования.
Также ошибкой является определение породы ОРМ до рода, а не до вида («клен» вместо «клен остролистный»), применение обывательских названий (под названием «верба» в разговорах фигурируют разные виды ив), а иной раз и вообще отсутствие определения видопринадлежности («кустарник декоративный», «дерево плодовое»). Проблема актуальна и при учете по постановлению № 40.
Большая группа ошибок связана с мероприятиями по обеспечению сохранности ОРМ, начиная от отсутствия мероприятий вообще, что является грубым нарушением не только законодательства о растительном мире, но и санитарных и противопожарных требований. Рассмотрим каждый пункт мероприятий в отдельности.
1. Мероприятия по посадке ОРМ с целью достижения нормативов озеленения. Основным документом является ТКП 45-3.02-69-2007 (02250) «Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства», а также ряд других документов, и принимается во внимание фактическая ситуация. Отсутствие заполнения данного раздела возможно только в случае полного соответствия территории предприятия нормативам озеленения (что является редкостью) либо абсолютного отсутствия физической возможности озеленения (как правило, даже на полностью асфальтированной территории возможна установка нескольких объектов горшечного озеленения).
2. Мероприятия по охране, защите, содержанию ОРМ:
- · устройство приствольных лунок — берутся во внимание плодовые, молодые и ослабленные деревья, а также кустарники;
- · полив — относится ко всем ОРМ;
- · внесение удобрений — это касается в основном молодых и ослабленных деревьев;
- · обрезка по видам. Санитарной обрезке подвергаются все деревья, т.к. ветка любого дерева может засохнуть. Омолаживающей обрезке поддаются деревья и кустарники далеко не всех видов (например, березу или ель такая обрезка просто погубит). Формовочная обрезка — обрезка ветвей с целью придания формы. Устойчивы к формовке далеко не все виды, а обрезка ствола с целью перевода дерева в кустообразную форму — это уже повреждение или даже уничтожение ОРМ;
- · уборка опавшей листвы, а также уборка мусора осуществляются на всей территории предприятия, кроме территории, занятой зданиями. Даже если на территории предприятия в настоящий момент не произрастают деревья и кустарники, листва может попадать на территорию предприятий с прилегающих территорий;
- · скашивание газона — обязательная санитарная процедура, должна проводиться регулярно и на всей площади, где есть трава;
- · в графе 3 «Иное» рекомендуем писать «Удаление случайных порослей», которые могут появляться на всей озелененной территории.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 1 (19), январь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.