В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. В данной статье проведен обзор законодательства, определяющего правовые условия участия общественности в принятии решений, оказывающих влияние на окружающую среду региона проживания, страны и т.д.
Общественность состоит из индивидуальных лиц, организаций и ассоциаций, которые не вовлечены в выполнение официальных государственных обязанностей.
По степени воздействия намечаемой деятельности можно выделить следующие группы общественности:
- общественность, интересы которой непосредственно затрагиваются намечаемой деятельностью или могут быть затронуты ею (например, местное население);
- общественность, интересы которой непосредственно не затрагиваются намечаемой деятельностью, но которая проявляет интерес к ней или отдельным ее аспектам. Это могут быть, например, общественные организации, представители научно-исследовательских институтов и учреждений образования;
- широкая общественность. Каждый гражданин Республики Беларусь может принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях и высказывать свою точку зрения по разрабатываемому проекту.
По степени организованности можно выделить следующие группы общественности:
- общественные (неправительственные, некоммерческие) организации, которые играют важную роль в процессе участия общественности. Любая такая организация представляет интересы определенной части граждан и может сыграть свою роль в организации диалога, согласования интересов. Поэтому оправданно вовлечение в диалог не только экологических, но и других общественных организаций, представляющих местное население и прочие заинтересованные группы.
- «неструктурированная» общественность, не представленная никакими общественными организациями. Это граждане, инициативные группы.
Участие общественности может быть определено как непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и учреждением (организацией), ответственным за принятие решения. Процесс участия общественности — это сотрудничество, целью которого является достижение взаимовыгодных решений для всех участников процесса. Участие общественности является одним из важнейших элементов процесса принятия решений в силу ряда причин. Во-первых, оно может служить инструментом согласования интересов различных групп, вовлеченных в планирование и осуществление намечаемой деятельности или затрагиваемых ее возможными воздействиями, что позволяет избежать конфликтных ситуаций на ранних стадиях реализации проектов. Во-вторых, общественное участие может использоваться в качестве инструмента решения различных задач, таких как выявление возможных воздействий, изучение социальной значимости проекта, поиск альтернатив, планирование мер по уменьшению и (или) смягчению воздействий, что увеличивает вероятность достижения ожидаемых результатов.
В-третьих, участие общественности является инструментом осуществления прав граждан, что содействует налаживанию диалога между лицами, принимающими решения, и общественностью, поскольку делает процесс принятия решений более открытым.
Таким образом, если местные жители будут активно участвовать в процессе принятия решений, эти решения будут более обоснованными и приемлемыми благодаря учету различных мнений, ценностей и идей жителей.
Согласно международным и национальным правовым актам, действующим на территории Республики Беларусь, общественности предоставляется возможность участвовать в процессе принятия решений по вопросам охраны окружающей среды на различных уровнях управления.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (20), февраль 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.