Краткий обзор экономических механизмов Киотского протокола
Одна из основных задач Киотского протокола в 2008–2012 гг. заключалась в том, чтобы снизить выбросы парниковых газов в мире на 5 % (от уровня 1990 г.). Большинство развитых стран не в состоянии добиться выполнения своих обязательств только национальными мерами.
Киотским протоколом предусмотрено три механизма углеродной торговли: проекты совместного осуществления (ст. 6), механизм чистого развития (ст. 12) и торговля квотами на выбросы парниковых газов (ПГ) (ст. 17), позволяющие его Сторонам продавать и покупать углеродные единицы.
Проекты совместного осуществления (далее — ПСО) дают возможность развитым странам приобретать сокращения выбросов парниковых газов друг у друга, инвестируя в соответствующие проекты. В данном случае имеет место купля-продажа сокращений выбросов, достигнутых в результате реализации проектов. Например, одна компания из Российской Федерации, Украины или Республики Беларусь осуществляет проект, генерирующий сокращения выбросов, а затем продает (переуступает) достигнутые сокращения выбросов одному или нескольким покупателям (инвесторам) из Западной Европы или Японии.
Механизм чистого развития (далее - МЧР) характеризуется тем, что проекты по сокращению выбросов ПГ реализуются в развивающихся странах.
Торговля выбросами представляет собой механизм перераспределения обязательств по ограничению и сокращению выбросов между развитыми странами в форме купли-продажи квот на выбросы ПГ. Для реализации данного механизма существует особая схема, так называемая схема «зеленых» инвестиций, которая предусматривает целевое использование средств, вырученных от продажи углеродных квот, на финансирование экологических проектов, и в первую очередь проектов по сокращению выбросов ПГ. Торговля выбросами достаточно хорошо работает в странах Евросоюза на уровне крупных компаний — эмитентов выбросов.
Для каждого механизма вводятся в обращение и размещаются на счетах Национального реестра углеродных единиц[1] свои отдельные углеродные единицы — единицы сокращенных выбросов (ЕСВ), единицы установленного количества (ЕУК) и сертифицированные сокращения выбросов (ССВ), соответственно, для механизма совместного осуществления, механизма торговли квотами и механизма чистого развития.
Цены на углеродные единицы определяются рынком (в случае ЕСВ и ССВ) или двусторонними договоренностями (ЕУК).
Средства, полученные от продажи квот, должны быть использованы для реализации программ и проектов в следующих областях:
- повышение энергоэффективности в различных секторах национальной экономики;
- предотвращение или сокращение выбросов парниковых газов в промышленном производстве;
- использование возобновляемых источников энергии;
- предотвращение или сокращение выбросов метана путем его извлечения и использования в горнодобывающей отрасли, в сельском хозяйстве, а также для производства энергии;
- адаптация к изменению климата;
- образовательная деятельность в рамках Киотского протокола.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (21), март 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.