№ 9, сентябрь 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Обращение с отходами в организациях по ремонту и обслуживанию транспортных средств

Рубрика «Обращение с отходами»

С.И. Юрча, главный специалист ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Перечень отходов, образующихся в результате эксплуатации автотранспорта, и регулирование порядка обращения с ними имеют определенную значимость в связи с опасностью данных отходов для окружающей среды (в случае обращения с ними с нарушением требований природоохранного законодательства) и их ценностью как вторичного сырья. Рассмотрим некоторые аспекты обращения с данными отходами (в материале внимание уделено основным группам отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта).

Классификация тех или иных видов отходов осуществляется согласно Классификатору отходов. 

Существуют и специфические подходы к классификации отдельных групп выделенных отходов. Например, виды отработанных масел приведены в приложении 2 к Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), лома и отходов черных металлов — в разделе 4 СТБ 2026-2010 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» и т.д.

По возможности использования отходы делятся на вторичные материальные ресурсы (далее — ВМР) и иные отходы. Большинство рассматриваемых видов отходов от деятельности СТО по данному критерию относятся к ВМР.

По мнению автора, наибольшие затруднения может вызвать классификация рассматриваемых отходов по происхождению. Так, в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 15 Закона об обращении с отходами, по происхождению отходы разделяются на отходы производства и отходы потребления.

Рассмотрим данную ситуацию на примере отработанных масел. Отработанные масла — это вещества, утратившие свои потребительские свойства. Например, по тем или иным показателям данные масла не соответствуют требованиям согласно приложению 1 к упомянутому выше ТР ТС 030/2012. При этом утрата потребительских свойств смазочными маслами произошла в процессе эксплуатации транспортного средства физическим лицом, т.е. образовался отход у физического лица (когда показатели смазочного масла перестали соответствовать показателям, установленным техническими нормативными правовыми актами).

Экономическая деятельность СТО в данной ситуации сводится к оказанию услуг по замене отходов, образовавшихся в результате эксплуатации транспортного средства физическим лицом (т.е. веществ и предметов, утративших потребительские свойства), на вещества и предметы, не утратившие потребительские свойства (т.е. в рассматриваемом примере на масла, соответствующие установленным в ТНПА требованиям).

С одной стороны, отработанные масла (как и другие виды отходов, рассматриваемых в данном материале) образуются в процессе эксплуатации автотранспортных средств физических лиц и не являются результатом оказания услуг по их замене (т.е. факт образования рассматриваемых отходов возникает вне зависимости от того, производится замена отработанного масла на СТО либо производится физическим лицом самостоятельно). Таким образом, данные отходы, в случае если эксплуатацию автотранспортного средства осуществляло физическое лицо, следует относить к отходам потребления.

С другой стороны, термином «отходы» предусмотрено также отсутствие определенного предназначения веществ или предметов по месту их образования. Спорным моментом, по моему мнению, является определение места образования рассматриваемых отработанных масел: транспортное средство физического лица либо СТО, где отработанное масло было слито? Можно ли считать данное масло в смазочной системе автомобиля отходом (если оно не соответствует установленным в ТНПА требованиям к маслам) либо оно переходит в категорию отходов только после слива (извлечения) из смазочной системы автомобиля? В случае если полагать местом образования отработанных масел (и других рассматриваемых видов отходов) СТО, то и образование этих отходов следует считать результатом экономической деятельности СТО (оказания услуг) и, соответственно, относить рассматриваемые отходы к отходам производства.

Важным аспектом при определении происхождения отходов будут требования и правила к оказанию услуг СТО. В частности, предусмотрено ли право собственности (например, в договорной документации) на извлекаемые (образующиеся) в ходе технического обслуживания отходы. Если в соответствии с теми или иными требованиями и правилами оказания услуг отходы являются собственностью заказчика (физического лица), — это одна ситуация, если исполнителя (СТО), — возможна иная ситуация.

Считаю, что рассматриваемые виды отходов, образующихся от облуживания автотранспорта физических лиц, все же относятся к отходам потребления, однако вопрос оформления документации по порядку обращения с ними в данном материале будет рассмотрен исходя из двух позиций.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (27), сентябрь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.