№ 1, январь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О некоторых вопросах расходования средств производителей и поставщиков товаров и тары

Рубрика «Обращение с отходами»

Подпунктом 1.6 п. 1 Указа № 313 определены следующие направления расходования средств, поступающих на расчетный счет оператора от производителей и поставщиков товаров и тары:

  • компенсация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь) (далее — компенсация);
  • организационно-техническое и информационное обеспечение системы сбора, обезвреживания отходов потребления и (или) использования вторичных материальных ресурсов, финансирование рекламной деятельности, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами;
  • финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно-исследовательских работ в сфере сбора, обезвреживания отходов потребления и (или) использования их в качестве вторичного сырья;
  • выполнение государственных программ по обращению с отходами потребления, внедрение новых технологий сбора и использования отходов потребления в качестве вторичного сырья, строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов;
  • возврат (погашение) кредитов, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов, а также возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям процентов за пользование такими банковскими кредитами;
  • финансирование деятельности, связанной с осуществлением оператором своих функций.

Необходимо отметить, что размеры и направления расходования оператором средств на реализацию указанных выше мероприятий, а также получатели этих средств определяются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно[1]. Рассмотрим некоторые из отмеченных выше направлений.

Инструкция о порядке компенсации утверждена постановлением № 16. Исходя из требований Указа № 313 и данной Инструкции, для получения компенсации расходов по сбору отходов ключевыми являются два условия:

  • собираемые отходы товаров и тары должны по происхождению относиться к отходам потребления;
  • собираемые отходы должны быть обезврежены и (или) использованы на территории Республики Беларусь.
СПРАВОЧНО

В соответствии со ст. 1 Закона об обращении с отходами отходы потребления — это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.

Иным видом отходов по происхождению являются отходы производства, расходы по сбору которых компенсации не подлежат.

СПРАВОЧНО

В соответствии со ст. 1 Закона об обращении с отходами отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.

Очевидно, что при осуществлении сбора как отходов товаров и тары, относящихся по происхождению к отходам потребления, так и отходов производства, при наличии заинтересованности в компенсации расходов по сбору отходов потребления, необходимо вести раздельный учет отходов по происхождению (несмотря на то что наименование отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, идентичное).

Для выполнения второго из рассматриваемых условий — обезвреживание и (или) использование собранных отходов потребления на территории Республики Беларусь — важным является определение в договоре с субъектом хозяйствования, в чей адрес передаются собираемые отходы товаров и тары, цели передачи (отчуждения) данных отходов. В данном случае под целью передачи отходов подразумевается обезвреживание и (или) использование отходов на территории Республики Беларусь.



[1] Размеры и направления расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков товаров и тары, размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары на 2013 год установлены постановлением № 1122.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 1 (31), январь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.