В данном материале обобщенно упомянуты некоторые противоречия, связанные со сбором отходов БТ, актуальность которого, помимо благозвучных идей об охране окружающей среды, подкреплена законодательным требованием — обязанностью, предусмотренной Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 313), а также рассмотрены некоторые перспективы развития (упрощения) требований, связанных со сбором отходов БТ.
Определенное противоречие есть уже в названии данной статьи, т.к. многие предпочли бы для рассматриваемых отходов применять наименование «отходы электрического и электронного оборудования», основываясь на терминологии Директивы Евросоюза от 4 июля 2012 г. № 2012/19/ЕС «Об отходах электрического и электронного оборудования» или наименование «отходы, содержащие драгоценные металлы» согласно законодательству об обращении с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
СПРАВОЧНО
Обращение с отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, не регулируется природоохранным законодательством.
Используемое наименование соответствует наименованию, приведенному в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь[1](код 9120200 с соответствующим наименованием «бытовая техника, утратившая свои потребительские свойства» и 9120201 — «оргтехника, утратившая свои потребительские свойства»).
Противоречия и особенности обращения с отходами БТ связаны с тем, что они состоят из большого количества компонентов различного химического состава и обладают различными физическими свойствами. Чаще всего как составляющие компоненты отходов БТ выделяют различные виды пластмасс (полистирол, АБС-пластик, полипропилен, полиэтилен и т.д.), черные и цветные металлы, стекло и керамику, древесину, драгоценные металлы и т.д. Из-за такого сложного компонентного состава регулирование порядка обращения с отходами БТ осуществляется согласно требованиям:
- · НПА об обращении с отходами;
- · НПА об обращении с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- · НПА об обращении с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Основной НПА в области обращения с отходами — Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами» (далее — Закон об обращении с отходами). В соответствии со ст. 15 данного Закона утвержден классификатор отходов, а также применяются другие подходы к классификации отходов. В частности, отходы БТ относятся к вторичным материальным ресурсам, т.к. имеются зарегистрированные объекты по их использованию[2]; отходы БТ, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, относятся к отходам потребления.
СПРАВОЧНО
Согласно ст. 1 Закона об обращении с отходами коммунальные отходы — это отходы потребления и отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы. Данный перечень утвержден постановлением Минжилкомхоза от 30 ноября 2001 г. № 21, и согласно п. 1 отходы жизнедеятельности населения относятся к коммунальным. Таким образом, отходы БТ, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, относятся и к коммунальным отходам.
Законом об обращении с отходами установлены основные термины и определения в области обращения с отходами (актуальные в рамках реализации Указа № 313 термины «сбор отходов», «использование отходов» и т.д.), общий порядок обращения с отходами, в т.ч. с отходами БТ, образующимися у населения. В частности, согласно требованиям ст. 19 Закона об обращении с отходами, коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов (т.е. в т.ч. отходы БТ, образующиеся в результате жизнедеятельности населения), подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Минприроды, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
В настоящее время в законодательстве отсутствует отдельный НПА, регулирующий непосредственно порядок обращения с отходами БТ как видом коммунальных отходов (некоторые требования можно выделить из ряда НПА, в т.ч. технических, но они не устанавливают требований именно в отношении отходов БТ, а являются универсальными в отношении различных видов коммунальных отходов). При этом как одно из основных направлений развития законодательства, регулирующего порядок обращения с коммунальными отходами, необходимо выделить разработку технического кодекса установившейся практики «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами»[3], содержащего в т.ч. обобщенные и актуализированные требования к порядку сбора, хранения и передачи отходов БТ, образующихся у населения.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона об обращении с отходами отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях и иным специальным законодательством. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, — это отходы производства и потребления в любом виде и состоянии, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
[1]Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. № 85.
[2]Актуальный перечень объектов по использованию отходов размещается на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь www.minpriroda.gov.by в разделе «Справочная информация».
[3] Ознакомиться с рабочим проектом ТКП можно на сайте www.ecoinv.by, раздел «Техническое нормирование и стандартизация / информация о ходе разработки ТНПА / уведомления о разрабатываемых технических кодексах установившейся практики».
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (32), февраль 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.