Необходимость разработки проекта ЗСО для водозаборов подземных вод в Республике Беларусь установлена на законодательном уровне. По состоянию на 2014 г. данный порядок регламентирован следующими НПА и ТНПА:
- · Законом Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. «О питьевом водоснабжении».
- · Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
- · ТКП 45-4.01-30-2009 «Водозаборные сооружения. Строительные нормы проектирования».
- · ТКП 45-4.01-199-2010 «Скважинные водозаборы. Правила проектирования».
- · СанПиН 10-113 РБ 99 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 1.
Основной содержательной частью проекта ЗСО являются гидрогеологическое обоснование и расчеты границ поясов ЗСО[1]. В Республике Беларусь методической основой для проведения гидрогеологических расчетов местоположения границ ЗСО до настоящего времени остаются Руководство по проектированию сооружений для забора подземных вод (ВНИИ ВОДГЕО Госстроя СССР, М., 1978), Рекомендации по гидрогеологическим расчетам для определения границ 2 и 3-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения (ВНИИ ВОДГЕО Госстроя СССР, М., 1983) и другие справочные и методические документы, разработанные в бывшем СССР.
СПРАВОЧНО
Источник питьевого водоснабжения — водный объект (водоем, водоток, подземный водоносный горизонт), воды которого используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения после соответствующей обработки или без нее.
ЗСО водозаборов подземных вод должна состоять из трех поясов, в которых должны быть осуществлены специальные мероприятия, направленные на предупреждение поступления загрязнений в источник питьевого водоснабжения в районе водозаборного сооружения.
Первый пояс ЗСО — пояс строгого режима. Пояс нормативно устанавливается в целях устранения возможности случайного или умышленного загрязнения воды источника водоснабжения на участке расположения водозаборных и водопроводных сооружений.
Второй и третий пояса ЗСО — пояса ограничений. Второй пояс ЗСО определяется расчетным путем и устанавливается для защиты источника питьевого водоснабжения от бактериального (микробного) загрязнения и определяется исходя из условия, что если из-за его пределов поступает микробное загрязнение, то оно не достигнет водозабора в течение расчетного срока его эксплуатации. Это условие выполняется в тех случаях, когда время движения воды от границы второго пояса ЗСО до подземного водозаборного сооружения превышает время выживаемости патогенных микроорганизмов. Это расчетное время установлено равным 200–400 суткам для грунтовых вод и 100–200 суткам для межпластовых водоносных горизонтов в зависимости от условий взаимосвязи поверхностных и подземных вод и климатических условий.
Третий пояс ЗСО также определяется расчетом и устанавливается для защиты источника питьевого водоснабжения от химического загрязнения и определяется исходя из условия, что если из-за его пределов поступает химическое загрязнение, оно также не достигнет водозабора в течение расчетного срока его эксплуатации, равного 25 годам.
Методы расчетов, изложенные в упоминавшихся выше по тексту рекомендациях, ориентируют потребителя на определение в источнике питьевого водоснабжения размеров и конфигурации границ областей питания водозабора и захвата, в пределах которых загрязняющие вещества вместе с подземными водами движутся к водозабору и захватываются им. Размеры и конфигурации областей питания и захвата зависят от водохозяйственной обстановки на участке водозабора, а также климатических и природных (гидрогеологических) условий.
СПРАВОЧНО
Водохозяйственная обстановка (условия) на водозаборе — совокупность средств и факторов, обосновывающих структуру хозяйственного освоения участка расположения водозаборных сооружений и величину отбора подземных вод.
Рекомендации и руководства, в настоящее время используемые для расчетов границ ЗСО, составлены к применению на территории бывшего СССР, для которой характерны значительно более разнообразные климатические и природные (гидрогеологические) условия, чем в Республике Беларусь. Достаточно сказать, что территория Республики Беларусь, согласно республиканскому СНБ 2.04.02-2000 «Строительная климатология» (переработанный советский СНиП 2.01.01-82), относится только к климатическому району II В[2], в то время как на территории бывшего СССР выделялись все I–IV климатические районы. Соответственно и рекомендации, используемые для расчетов ЗСО, применимы в Республике Беларусь в узком диапазоне расчетных условий.
В соответствии с заданием 01.05 «Разработать и внедрить гигиенические требования к зонам санитарной охраны подземных источников водоснабжения (ЗСО), критерии установления условий использования территории ЗСО с учетом реальных рисков» республиканской программы ОНТП «Современные условия жизнедеятельности и здоровьесбережение», в РУП «ЦНИИКИВР» в 2014 г. должен быть разработан технический кодекс установившейся практики (ТКП), в котором должны быть изложены правила расчета границ поясов ЗСО водозаборов подземных вод, адаптированные для применения в Республике Беларусь.
[1] См.: Ерилин Г.Н., Сверж А.Э. Зона санитарной охраны скважин: разработка и согласование проекта // Экология на предприятии. 2013. № 1. С. 42–53.
[2] Принадлежность к данному району определяет средняя температура января – от - 4,5 до - 8,3 ºС, средняя скорость ветра от 2,7 до 4,9 м/с и средняя месячная температура июля от 17,0 до 18,5 ºС.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (32), февраль 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.