№ 4, апрель 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Интеграция документации систем менеджмента

Рубрика «Системы управления»

О.М. Сиротина, эксперт-аудитор по качеству в области сертификации СУОС органа по сертификации систем управления окружающей средой филиала БНТУ «Научно-исследовательская часть»

На предприятиях могут быть разработаны и внедрены следующие системы менеджмента (далее СМ):

  • система менеджмента качества (далее СМК);

  • система управления охраной труда (далее СУОТ);

  • система управления окружающей средой (далее СУОС);

  • система менеджмента информационной безопасности;

  • система менеджмента безопасности пищевых продуктов;

  • система менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек (система НАССР);

  • система управления энергопотреблением;

  • система обеспечения качества на основе принципов надлежащей производственной практики (GMP);

  • система лесоуправления и лесопользования.

Учитывая, что чаще всего разрабатываются и внедряются такие СМ, как СМК, СУОТ и СУОС, то объединение документации систем управления рассмотрим на их примере.

СПРАВОЧНО

СМК система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

СУОТ — часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также для управления рисками.

СУОС — часть системы административного управления организации, используемая для разработки и осуществления ее экологической политики и управления ее экологическими аспектами.

 

Разработка и внедрение нескольких СМ могут быть одновременными или последовательными. В первом случае руководством предприятия принимается решение о необходимости функционирования на предприятии нескольких СМ, которые разрабатываются и внедряются параллельно, однако из-за большого объема проводимых работ и поступающей информации такой способ не получил широкого распространения. Во втором случае разработка и внедрение СМ осуществляются по мере принятия решения руководством организации о необходимости функционирования той или иной СМ на предприятии. В этом случае СМ разрабатываются и внедряются последовательно. Следует также отметить, что в первую очередь, как правило, разрабатывается СМК, а затем другие системы.

Второй способ разработки и внедрения СМ получил свое распространение благодаря следующим преимуществам:

  • работники предприятия постепенно знакомятся с процедурами управления различных СМ, что позволяет им лучше понимать установленные требования, повышается результативность их выполнения;

  • при разработке каждой последующей СМ учитывается предыдущий опыт, включая допущенные ошибки, что позволяет избежать их в будущем;

  • при разработке последующих СМ возможно объединение некоторых процедур управления СМ;

  • уменьшение количества разработанных и внедренных стандартов по СМ, требования которых аналогичны;

  • затраченные на разработку и внедрение одной системы время и ресурсы, позволяют обеспечить индивидуальный и более тщательный подход к разработке каждой системы управления.

Возможные варианты объединения (интеграции) элементов СМ на примере СМК, СУОТ и СУОС представлены в таблице. При этом следует учитывать, что может быть интеграция как выполняемых процедур, так и документации (стандартов предприятия, документов и записей).

Под интеграцией процедур понимается объединение процедур управления элементами СМ, т.е. управление объединяемыми элементами осуществляется по общей процедуре, документы и записи также могут составляться общие. Например, на предприятии создается интегрированная политика в области качества, охраны окружающей среды и охраны труда, управление которой осуществляется по единой установленной процедуре.

Под интеграцией документации понимается изложение процедуры управления аналогичными элементами систем, т.е. в одном стандарте предприятия прописывается одна общая процедура управления, согласно которой документы и записи составляются по аналогичным формам. Однако при этом могут быть установлены те или иные особенности управления по каждой СМ. Например, процедура проведения внутреннего аудита по СМК, СУОТ и СУОС изложена в одном стандарте и является общей для всех действующих СМ, каждым из ответственных за СМ составляются аналогичные документы, однако при этом различаются область распространения системы управления, объекты контроля, время, необходимое для проведения аудитов.

Учитывая вышесказанное, возможная интеграция документации СМ отражена в таблице, где элементы систем управления представлены по их соответствию и возможной интеграции (на примере СМК, СУОС и СУОТ). В столбцах таблицы представлены элементы СУОС, СУОТ и СМК, которые аналогичны в этих системах. Полужирным начертанием выделены возможные варианты объединения (интеграции) процедур управления элементами СМ.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (34), апрель 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.